Я когда учился в школе, в далеком СССР, нас на перемене задерживали: никто никогда ни разу не «пикнул» даже – это считалось нормальным, полезным, логичным явлением, ведь так считает нужным Учитель – задержать учеников. Фраза «звонок для учителя» осела в памяти моей навсегда.
Возможно, поэтому иногда «фразочка» проскальзывает в конце урока, хоть я и понимаю, что так делать нельзя, и быстро отпускаю их, даже если не успел что-то «до-рассказать, до-формулировать, до-записать».
Да и с нашей скоростью жизни в школе каждая перемена – «на вес золота»:
- планерки,
- собрания,
- организационные комитеты ко всяким праздникам,
- разговоры с родителями,
- объявления классу нужно сказать,
- в туалет, извините за французский, сходить успеть бы,
- про прием пищи с армейской скоростью (в дни, когда по 7 уроков) я вообще молчу.
Но давайте разберемся: что в этом плохого – задержать учеников на перемене.
Да по тем же самым причинам:
- им нужно успеть поесть, сходить в туалет и по всяким мелким делам,
- переодеться на физкультуру,
- приготовиться к уроку следующему (повторить материал, к примеру),
- поприсутствовать на каком-нибудь орг.собрании, заседании школьного самоуправления, решить кучу важных дел,
- подойти к учителю по поводу исправлений, докладов, еще по каким-то делам,
- да и просто отдохнуть: посидеть молча в тишине с наушниками, или наоборот, пообщаться с товарищами,
- а если это конц учебного дня? Все убегают по своим секциям, кружкам, «внеурочкам», в конце концов.
То есть, надо как-то успевать на уроке сделать все то, что запланировано, ведь сидеть на перемене, как мы поняли, никому не выгодно.
Но почему все же учитель требует остаться на перемене класс?
- Класс плохо себя вел и начало урока, к примеру, «перенеслось» минут на 5. Эти 5 минут учитель требует затратить теперь на перемене.
- Сам учитель что-то не успел рассказать и считает это важным настолько, что лучше для самих же учеников остаться и дослушать – проще будет потом, дома или на следующих уроках.
- Ученики слишком медленно записывают домашнее задание в дневник – а записать нужно: требования такие.
Так что же нарушает это требование – задержать всех на перемене?
Смотрим Санитарные Нормы и Правила (СанПиН), 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Логика этих норм в том, что в начальной школе урок длится 40 минут, в старшей школе – 45 минут. Вот и все. Что будет, если мы нарушим правила СанПиНа?
Законодательство предполагает штрафы:
- на должностное лицо – штраф 500-1000 рублей.
- на юридическое лицо – от 10 000 до 20 000 рублей.
- если что-то серьезное – остановка деятельности организации до 90 суток.
Будет ли кто-то из-за этого заниматься судебной волокитой? Почему бы и нет.
На веку своем повидал много интересных родителей, да и детей тоже: есть такие, для кого самое важное в жизни – доказать свою правоту по даже самому мелкому вопросу; наказать, да и ущемить учителя.
И все-таки: для кого звенит звонок? Получается, для ученика. Звонок прозвенел – все встали и ушли (как в американских фильмах). Как-то это даже некрасиво. Но закон есть закон. Делаю оговорку: если мы с классом договорились, мы работаем и на перемене (бывает необходимость).