Дистанционное обучение // Колонка

Цифровая разруха – в головах

Взгляд на дистант с технологической точки зрения.

Цифровая разруха – в головах
Иллюстрация: wallpaperflare.com

Карантин породил острый конфликт между родителями, которые опасаются заражения коронавирусом в школе, и родителями, которые живут с острым желанием отправить детей учиться (и даже не учиться) – лишь бы в школу. Есть в этом карантине и конфликт учителей с разными взглядами, на разных уровнях «цифрового разрыва». Но я хотел бы сказать о технологическом базисе нового режима, который рискует стать нередким, – об учебе в дистанционном формате.

Одним из базовых условий дистанционного обучения является наличие технологических возможностей: есть ли у учителя и ученика достаточные цифровые устройства, каналы связи, программное обеспечение? Опросы показывают, что у многих семей нет ни компьютеров, ни каналов связи. Даже не у всех учителей они есть. Известна история про студента, который сидел на дерево, чтобы выходить в интернет.

С учителями задача нормативно решена. И раньше по ТК РФ было предусмотрены обязательства работодателя обеспечить рабочее место работнику. В противном случае он имел право на вынужденный простой с оплатой. Учителя у нас героически-инфантильны, поэтому от них фронды с вынужденным простоем можно не ждать, даже после внесения изменений в ТК РФ про дистанционную работу.

Теперь есть надежда на реализацию с 1 января 2021 года нормы о компенсации затрат на доступ и работу учителя в сети. Посмотрим на практику.

А что с учениками? Им компенсация не положена – они не работники. Бесплатно гарантировано обучение в государственных школах. Обеспечение ученика условиями дома не покрыто государственными гарантиями. Да и вряд ли это финансово возможно.

Карантин обострил проблему устаревшей модели комплектования школы вычислительной техникой, когда государство взяло на себя обязательство по курсу «Информатика» с 1985 года.

Сегодня в мире получила распространение модель BYOD – Bring Your Own Device: Неси Свое Устройство (НеСУ). На первый взгляд, это несоциальная норма, обременяющая семью. Это справедливо только отчасти.

У многих детей сегодня и без необходимости для школы такие устройства есть. Только с ними многие ведут странную борьбу под надуманными предлогами – «между фактами и убеждениями люди предпочитают убеждения».

Семьи тратят на детей гораздо большие деньги. Тех, кто действительно не может себе позволить такие покупки, не так много – а значит, для них можно предусмотреть бюджетные средства.

Если бы эта модель уже была базовой для школы, мы могли бы думать только о методических задачах продуктивного применения цифровых технологий или, кто дозрел, о переосмыслении задач школы в современных условиях ведения образовательного процесса.

Чем модель BYOD/НеСУ лучше:

  1. В 80-е годы компьютер стоил как автомобиль. Мало кто мог себе позволить его приобретение. В школы поставлялись компьютерные классы, их ставили на охрану, вешали решетки на окна, а их все равно вскрывали, даже через перекрытия – это было огромной ценностью.
    Сегодня стоимость компьютеров сопоставима с зарплатами, а планшеты, которые даже удобнее в школе, еще дешевле.
  2. Раньше в школах был один класс с однородной техникой, обслуживание которого сравнительно легко могло осуществляться одним специалистом.
    Сегодня вся школа – в самых разных устройствах, обслуживание которых требует приличного штата сотрудников, которых у школы нет.
  3. Раньше обслуживание компьютеров требовало высокой квалификации.
    Сегодня текущее (неаварийное) обслуживание отдельного компьютера и особенно мобильного гаджета доступно без особой квалификации.
  4. Раньше в школе было мало техники, кроме компьютеров.
    Сегодня там и сети (проводные и беспроводные), и принтеры, и проекторы, и интерактивные доски/планшеты, и 3D-принтеры, и роботы, и видеонаблюдение, и карточки для прохода через турникеты, и системы питания, и сайты, и системы дистанционного обучения... И все это должно быть в единой логике для минимизации усилий по администрированию. А штаты взять неоткуда. А задачи профессионально непростые. А простые запросы на обслуживание клиентских устройств, принадлежащих школе, заваливают специалистов в ущерб действительно сложным задачам.
  5. Ладно бы только технические и финансовые проблемы. Но важна и ментальная проблема – голова начинает думать иными категориями только со своим устройством. Без личного устройства, в котором решаются самые разные, не только школьные, задачи, нет шанса реально провести цифровую трансформацию образования – переосмыслить цели и задачи образования, где цифра становится незаменимым помощником.

Более развернуто технологические и идеологические проблемы модели BYOD/НеСУ освещены в моем блоге.



Новости





























































Поделиться