Аналитика // Колонка

Завтрак на дотацию


Завтрак на дотацию
Рисунок Александры Горбань

Бесплатное питание для начальной школы потребует от бюджетов до 90 млрд рублей в год, доплаты классным руководителям – еще 48 млрд рублей.

Выступая с посланием к Федеральному собранию, президент России Владимир Путин пообещал две новых крупных меры социальной поддержки учителям и детям: доплаты за классное руководство и бесплатное питание младшим школьникам. Это потребует до 150 млрд рублей в год.

По данным Министерства просвещения России, в России 838 тысяч классов, соответственно доплаты за классное руководство в размере 5 тысяч рублей в месяц потребуют до 48 млрд рублей в год. Со школьным питанием гораздо сложнее: это одна из самых сложных сфер школьной жизни, а предварительные оценки стоимости новой льготы, проведенные Советом Федерации РФ в 2019 году, выглядят заниженными.

Общей достоверной картины того, что происходит с питанием школьников в России – кто и что ест и сколько это стоит – нет. Организация школьного питания – право самой школы, а стандартом являются только требования СанПИН. Все остальное – конкретные меню, стоимость, порядок финансирования льгот – относится к полномочиям учредителя школы, будь то муниципалитет или регион. Эти данные проваливаются в дыры общегосударственной статистики: Росстат даже не считает стоимость школьного обеда в мониторинге динамики потребительских цен, а в оценках численности школьников, питающихся в школе, полагается не на регулярные статформы, а на опросы и данные Роспотребнадзора.

По последней оценке статического ведомства, каждый восьмой российский школьник в столовой не ест – чаще всего потому, что ему не нравится еда, но 0,4% – потому что не семья не может платить за питание.

Отсутствие централизованных данных по муниципальным бюджетам и повсеместные проблемы с их публикацией не позволяют точно подсчитать, сколько семей получают льготное питание, в скольких муниципалитетах предоставляются льготы и сколько они на это тратят. Сама помощь может быть организована по-разному: от денежных компенсаций через органы соцобеспечения до выдачи талонов на льготное питание в школе. Льготы устанавливаются муниципалитетами, включая показатели малообеспеченности. Есть случаи, когда школам выдаются квоты на льготников.

Невнятное регулирование и отсутствие полных данных о состоянии этой социально важной сферы весной 2019 года привело Министерство просвещения России к идее провести мониторинг питания школьников. Результаты его полностью не опубликованы (и неизвестно, в каком виде существуют). Тем не менее опираясь на отрывочные данные из этого мониторинга, Совет Федерации разработал и в октябре провел через Госдуму РФ в первом чтении поправки в два два федеральных закона – "Об образовании в РФ" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Поправки законодательно вводят понятие “здорового питания” и делают обязательным для младшей школы хотя бы один бесплатный прием горячей пищи в школе в день. Согласно финансово-экономической оценке поправок, средняя стоимость обеда в школах – 67 рублей, но для того чтобы обед соответствовал требованиям СанПИН по объемам и питательным вещества, он должен стоить 76 рублей. Исходя из этой суммы подсчитана примерная общая стоимость финансирования бесплатных обедов для начальной школы 20 млрд рублей, но средства рассчитаны только для дотационных регионов и с учетом детей, которые сейчас едят в школе – их в разных регионах от 50% до 90%. В них, по оценке Совета Федерации, учится 3 млн младших школьников из 7 млн.

В послании Федеральному собранию 15 января 2020 года Президент Владимир Путин пообещал бесплатное питание всем младшим школьникам, не дожидаясь окончательного принятия поправок “о горячем питании” в законы. По расчетам “Вестей образования”, это потребует больше средств, чем оценивали их разработчики; также как и распределение школьников по регионам другое.

Институт отраслевого питания оценивает рынок школьного питания в 300 млрд руб. в год. Начальная школа – это 44% учащихся.

В регионах-донорах (их, согласно приказу Минфина РФ, в 2019 году было 13), согласно данным Росстата, в 2018-2019 году в начальной школе учились 1,9 млн детей. Стоимость обеда в таких регионах варьирует от 70 рублей в Калужской до 150 рублей в Москве, завтрака – от 35 до 80 рублей. Совокупные расходы бюджетов этих регионов на горячие завтраки для начальной школы составят около 27 млрд руб. в год, и большинству регионов придется существенно увеличить свои расходы в этом направлении: сейчас в основном дотируют только льготников. Бесплатно кормят “началку” только Москва и Сахалинская область. В ХМАО практика всеобщего бесплатного питания существовала до 2019 года, но поставщики перестали укладываться в ежедневные 44 рубля бюджетной субсидии, а повышать ее регион не стал, и питание стало платным.

“Средняя стоимость одноразового горячего питания“ в день, по расчетам Совета Федерации – 76 рублей. Не указывается, завтра это или обед. Сейчас завтрак в такую цену иногда укладывается, но обед – почти нигде. К тому же в некоторых регионах разница между ними небольшая: например, в Самаре обед стоит 77 рублей, а завтрак – 70. В Перми обед – 100 руб., а завтрак – 93 рубля.

В ЦФО и на Северном Кавказе регионам каким-то образом (чаще всего за счет урезания рационов и порций, как показывают проверки), то начиная с Поволжья это сделать уже тяжело. Здесь стоимость завтраков начинается с 50-70 рублей, обедов с 80, и чем дальше в Сибирь и на Дальний Восток, тем цены выше – до 150 рублей в Якутии и на Чукотке. При такой разнице совокупные расходы бюджетов на единоразовое горячее питание для 5 млн младших школьников могут составить до 75 млрд в год.

Сейчас примеры бесплатного питания в этих регионах есть, но единичные (Владимирская, Воронежская, Орловская, Амурская области). В основном дотируют льготников, это 10-20% детей по регионам в зависимости от набора льгот в конкретных муниципалитетах.

Истории у регионов разные. Родители в ХМАО оказались не против оплаты питания, поскольку посчитали, то так оно будет более качественным.

А в самом бедном в ЦФО регионе – Ивановской области – несколько лет кормили бесплатно всех младших школьников, потом решили из экономии сделать поддержку адресной. Потом решили вернуть поголовное финансирование: выяснилось, что так за бортом системы помощи оказываются семьи, в которых у родителей нет официальной работы и они не могут доказать, что живут бедно.

В целом, даже если предположить, что цены на школьное питание увеличиваться не будут, сегодняшние расходы консолидированных бюджетов на это направление социальной поддержки должны увеличиться минимум в пять раз. А совокупные расходы по всем регионам должны будут дойти до 100 млрд руб. в год, что существенно превышает оценку Совета Федерации.



Новости





























































Поделиться