Среди всех проблем, связанных с обеспечением управления сферой образования, не последнее место занимает вопрос регулирования обязанностей учителей на уровне школы.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах.
Таким образом квалификационные требования, которые есть в квалификационных справочниках, и профессиональные стандарты закреплены как два альтернативных варианта формулирования профессиональных обязанностей учителей в трудовых договорах (должностных инструкциях).
Фактически повсеместно именно квалификационные требования используются для разработки и утверждения должностных инструкций учителей. Эти требования закреплены в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Согласно пункту 5 этого приказа при формулировании обязанностей учителей допускается некое уточнение «перечня работ». Помимо того, что должностные обязанности именуются «перечнем работ», возникает вопрос о пределах этого «уточнения».
Как правило, должностную инструкцию учителя, в которой формулируются должностные обязанности, списывают с квалификационных характеристик и благополучно забывают о ее существовании, за исключением ситуации, когда необходимо предъявить инструкцию для проверяющих или в ситуации судебного спора между школой и работником.
Тем не менее должностная инструкция относится к категории локальных актов, которые обязательно должны быть в школе. В связи с этим рассмотрим конкретные положения квалификационных характеристик учителя. В этом отношении необходимо отметить то, что сам по себе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит перечень обязанностей, распространяющихся на всех педагогических работников в части 1 статьи 48. Эти обязанности не всегда коррелируют с перечнем обязанностей учителя, закрепленным в квалификационных требованиях.
Более того, должностные обязанности учителя в квалификационных требованиях содержат множество сложноопределяемых при практическом использовании, заштампованных терминов и выражений, как, например, «формирование общей культуры личности», «осознанный выбор и освоение образовательных программ» и другие.
Одна из обязанностей учителя – реализовывать «проблемное обучение». Возникает вопрос – почему обязанности учителя распространяются только на «проблемное обучение»? Реализация других видов обучения уже не входит в обязанности учителя? Почему такой приоритет в отношении «проблемного обучения»?
В качестве обязанности учителя закреплена, например, такая: «Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении». Непонятно, почему это положение сформулировано именно как «обязанность». Получается, что каждый учитель обязан иметь и вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Характерно, что такого рода обязанность отсутствует у других педагогических работников, например у учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. Возможно, авторы квалификационных требований не предполагали, что эти категории педагогических работников могут иметь предложения по совершенствованию образовательного процесса. В то же время у педагога-библиотекаря такого рода обязанность есть.
Среди обязанностей учителя следует отметить те, которые порождают обсуждаемую в настоящее время высокую «бумажную» нагрузку на учителей. В письме Министерства образования и науки РФ от 20 апреля 2018 года № 08-ПГ-МОН-18273 «Об определении в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей должностных обязанностей, связанных с составлением отчетной документации» указано, что в соответствии с разделом «Должностные обязанности» квалификационной характеристики должности «учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчетной документации:
– разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
– осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников учеников).
Учитывая остающийся объективно высокий уровень бумажной нагрузки на учителей, возможно, актуальной задачей является также пересмотр этих положений.