ФГОС // Колонка

Окно возможностей

Как из обычной школы сделать эффективную.

Окно возможностей
Фото: cissrm.ru

В рамках подготовки к заседанию Клуба «Норма и деятельность» публикуем материалы участников и приглашенных к дискуссии по созданию ФГОС 4.0.

В разговоре о современной школе постоянно встречается термин «инновация». Но даже среди учителей не все понимают, что за ним стоит. Попробуем разобраться.

Инновация, содержательная или формообразующая, – это определенный набор представлений, полученных в ходе эксперимента. Она должна прокручиваться через сознание путем проб и ошибок. Есть такая древняя философская байка: 10 слепых поставили рядом со слоном. Каждый ощупывал часть слона и передавал другим свои выводы. Один, держась за хвост, описывал «веревку», другой – «столбы», то есть ноги. Никакого единого мнения у них, конечно, не возникло. Так вот, берясь за эксперимент в школе, придется обязательно проверять и фиксировать все позиции. Лишь потом, «открыв глаза», можно идентифицировать то, что увидели вместе со всех позиций, и определить функции этого продукта, движения – этой жизни, которая перед нами возникла.

А как быть тем школам, которые никогда раньше не выходили за рамки традиционных представлений? Откуда у них возьмется реальность эксперимента и в чем он может заключаться? Здесь следует отдать должное Московскому департаменту образования во главе с И.И. Калиной. Выдвинутая им инициатива создания предпрофессиональных классов – академических, медицинских, инженерных, охватившая всю страну, как раз позволяет начать экспериментальное продвижение там, где его раньше не было. Невозможно выполнить учебные задачи в медклассе или в классе «Математической вертикали», просто нагружая учеников на уроке дополнительными сведениями сверх программы. Значит, придется менять сам урок, его структуру и способы педагогического действия.

Для того чтобы инновация возникла, нужен заинтересованный педагог. Где и как находить людей? Везде. Использовать любые способы, от неформального общения до создания специальных условий, когда можно посмотреть на человека в работе. Как он мыслит? Какая педагогическая, деятельностная модель может стоять за ним?

Расскажу еще одну байку. Один из руководителей нашего комплекса докладывает мне о том, что молодой специалист, учитель русского языка и литературы, не проверяет домашние задания у ребят. Это происходит раз, другой. Наконец мне приходится вмешаться – нельзя же допускать халатность! Но, лично встретившись с преподавателем, я увидел мыслящего, культурного педагога с высоким потенциалом, более того, с редкими профессиональными данными. Пренебрежение к заданиям, как выяснилось, вызвано усталостью: человек учится в магистратуре. Я сам учил магистрантов и знаю, какая там мощная нагрузка в первый год. Я принял решение, что коллега останется и будет участвовать в нашей экспериментальной деятельности. Проверять домашние задания и выполнять формальную часть работы должно, но не креативно, а одаренных словесников немного. Получается, я спас учителя для школы, чем очень доволен.

Вторая вещь, необходимая для инноваций – это многообразие подходов и стилей. В нашей школе самый продуктивный период в инновационной деятельности пришелся на промежуток в 15 лет, между 1995 и 2010 годами. Наибольшая свобода и наименьшая загруженность были именно тогда. К нам одновременно пришли очень интересные люди, занимающиеся образованием, причем всеми его разновидностями, в масштабах страны. Гештальт-подход, тьюторство, театральные педагогика и психология, мыследятельностный подход, – собралось целое созвездие уникальных специалистов! Я старался помочь учителям понять, увидеть и услышать их содержание, а потом включить в конкретный слой работы. В 1996 году у нас появился театр и существует до сих пор. В нем учителя играют для учеников и с учениками. В.А. Жегалин привел в школу плеяду выдающихся методологов, точнее, они привели его; нам ужасно повезло! В конце 90-х появился Е.Ф. Сабуров, и благодаря ему мы получили возможность поддерживать живую связь с наукой, экономикой, философией, поэзией.

Такая связь строится только через личность, и ее значение для школы трудно переоценить!

В итоге всей совокупности этих перемен у нас в школе возник очень серьезный симбиоз: образовательные сессии и Детско-взрослая академия «Окно в будущее». Две формы, позволяющие отказаться от классно-урочной системы и построить занятие с детьми в работе на понимание текстов.

Конечно, идеала не бывает. В борьбе возможностей приходится что-то выбирать, от чего-то отказываться. Как администратор, я должен лавировать, чтобы жило все, что двигает школу вперед. Приходится вводить правила, процедуру, фиксировать показатели. Я знаю, что в спорные моменты люди не слышат и не видят никаких схем, таблиц, графиков: они видят себя. Но объективности ради должен сказать, что коллеги, включенные в инновацию, реже скандалят друг с другом.



Новости





























































Поделиться