ФГОС // Колонка

Реальность цифры в школе

В рамках подготовки к заседанию Клуба «Норма и деятельность» публикуем материалы участников и приглашенных к дискуссии по созданию ФГОС 4.0.

Реальность цифры в школе
Фото: new-technologi.ru

В чем состоит необходимый первый шаг цифровой трансформации школы?

Он состоит в том, чтобы разрешить школам разрешать учителям разрешать детям использовать цифровые ресурсы.

Взрослый человек в своей повседневной жизни и профессиональной работе постоянно обращается к цифровым ресурсам. Пишет письма на компьютере и распечатывает их на принтере, сохраняет номера телефонов в мобильнике; бухгалтер и инженер не могли бы и дня проработать, если бы старались все вычисления вести на бумажке или на счетах.

Мы говорим, что готовим учащихся наших школ и университетов для жизни в цифровом мире, где они будут использовать упомянутые ресурсы и их будущие модификации. Условием такой подготовки должно быть разрешение, о котором мы говорим.

Мы должны дать право ученикам работать в цифровом мире, где работают взрослые, где дети живут вне школы и от которого школа пытается отгородиться.

Какие возможности открывает цифровая трансформация? Зачем она нужна?

Цифровизация (цифровая трансформация) приближает результаты обучения к потребностям жизни, в частности – цифровой экономики. Помимо отмеченного выше освоения цифровых ресурсов современного мира, цифровизация (цифровая трансформация) открывает и другие возможности. Цифровизация позволяет достичь результатов, достигаемых современной школой, с меньшими затратами, а высвобождающиеся ресурсы времени ученика и учителя тратить более разумно, в частности, для формирования навыков XXI века. Например, ученик может намного быстрее и грамотнее начать писать тексты, если в его распоряжении есть компьютер, при этом эффективнее достигается и цель развития речи, коммуникативных способностей.

Кроме того, цифровизация делает возможным эффективное применение цифровой платформы учения для:
  • сохранения работ учащегося и аудио-видеозаписи занятий,
  • естественной обратной связи в образовательном процессе,
  • персонализированного планирования и фиксации результатов,
  • сбора больших данных, прогнозирования, применения адаптивных технологий учения.

Сегодня важно, разрешая использовать цифровые ресурсы, разрешать их и не использовать. Ученики по своему желанию, поддержанному родителями, могут развивать в себе способность обходиться без тех или иных технологий, например: уметь читать наизусть объемные литературные произведения, не заглядывая в книгу; перемножать в уме шестизначные числа, не обращаясь к бумаге или калькулятору; определять время по солнцу, не обращаясь к часам; ориентироваться не местности, не используя карту, компас и навигатор; показывать 100% результаты в Тотальном диктанте, не обращаясь к компьютерной подсказке.

Такого сорта интеллектуальные упражнения будут сродни физическим упражнениям в школе, но они не должны идти в ущерб образовательным целям и здоровью ребенка.

Как можно содействовать цифровой трансформации?

Сегодня школа во многом ориентируется на идущую сверху аттестацию: ГИА-11, ГИА-9, ВПР. Среди других позитивных и негативных следствий этого обстоятельства есть и возможность использовать аттестацию для задания направлений желательного развития системы.

В государственной итоговой аттестации возможны конкретные шаги. Приведем примеры. В экзамене по иностранному языку компьютер сегодня используется как диктофон на устной части экзамена. Можно разрешить выпускнику заранее объявить, что он будет и на письменной части экзамена использовать компьютер для ввода своих ответов. Компьютер может при этом дополнительно обеспечить, например, подсчет количества слов в эссе. На экзамене базового уровня по математике можно раздать и разрешить детям использовать калькуляторы (по цене менее 100 руб. за штуку), как это делается на экзамене по физике. Можно разрешить писать итоговое сочинение на компьютере.

Последующие шаги могут предусмотреть выделение отдельных заданий аттестации, например ВПР, где разрешено использование цифровых ресурсов, а в других заданиях их использование не разрешать.

Ситуация государственной итоговой аттестации уже дала нам важные прецеденты цифровизации. С самого начала ЕГЭ каждая работа каждого учащегося оцифровывалась и передавалась по телекоммуникационным каналам. Сбить начинающуюся волну нечестности С.С. Кравцову удалось благодаря видеотрансляции в интернете процедуры экзамена в каждом пункте его проведения. Цифровизация, о которой мы говорим, может быть не тотальной, а добровольной и постепенной – идти тем темпом и тем направлением, которое выберут участники образовательного процесса.

В число показателей Федеральной программы «Кадры для цифровой экономики» по согласованию с Рособрнадзором включен «Основной показатель 6»: «Доля во Всероссийских проверочных работах заданий, при выполнении которых допускается использование цифровых ресурсов (инструментов, источников, сред, сервисов) профессиональной или повседневной деятельности, процентов». В ВПР могут быть выделены отдельные задания, предполагающие использование цифровых ресурсов.

Поскольку ВПР предполагает добровольное участие школы, можно рассмотреть и возможность «ЦПР» – цифрового варианта ВПР, который школа может выбрать при желании.

Кроме централизованной аттестации, важна, конечно, и текущая работа школьника. И здесь можно использовать позитивный опыт Минпросвещения России. В Письме от 25 апреля 1958 г. № 81-М «О пользовании авторучками учащимися общеобразовательных школ» говорится: «Министерство просвещения РСФСР считает возможным: разрешить учащимся V–X классов пользоваться авторучкой при выполнении письменных работ». Сейчас так же речь может идти о «разрешении использовать» те или иные цифровые ресурсы при выполнении разных видов работ.

Заметим, наконец, что значимыми для российских школ стали результаты, которые они показывают в международном сравнительном исследовании PISA и других исследованиях такого сорта, например, по цифровому чтению. Наши школы уже используют задания PISA в цифровом формате. Но применение цифровых ресурсов будет предполагаться во все более широком круге заданий международных исследований. И здесь опять встает вопрос об ответственности, которую берет на себя школа, запрещая учащимся использовать цифровые ресурсы в своей повседневной работе.



Новости





























































Поделиться