«Экзамен действительно – страшная вещь, исторически он появился как аналог Судного дня, историк Тойнби не зря назвал в свое время срок существования этого института – “8 веков институционного кошмара”». Вся жизнь зависит от этих кошмарных часов испытания, при этом никто и ничто не гарантирует, что эта жизнь сложится так же успешно, или наоборот – неуспешно, как был сдан экзамен.
Я примерно понимаю, в каком контексте Г. Греф делает такое заявление – он, с моей точки зрения, имеет в виду как раз несовершенство этого способа удостовериться, есть у человека соответствующий уровень образования или нет.
Что касается альтернативы – она проста с технической и содержательной точки зрения. Это накопление огромного количества данных о результатах учебных как минимум и других образовательных действий учащегося или студента, сбор, обработка этих данных по структуре понятий, отражающих согласованное представление о результатах образования (с этим будут проблемы), и размещение этих результатов в базу данных, доступ к которым есть у всех, кто захочет предложить выпускнику работу или продолжение учебы.
Приближение к таком формату – введение квазиэкзаменационных процедур в ручном виде в течение всего срока обучения в школе, сейчас в виде ВПР, внесение в базу данных и обработка с помощью искусственного интеллекта. Чтобы экзамен перестал быть шоком, а стал рутиной. И индивидуализация этих форматов.
В отличие от сегодняшнего «экзамена» это не сравнение результатов каждого с усредненным единым, а индивидуальное свидетельство о выдающихся способностях и освоении общего уровня.
И такой способ удостовериться в направленности и уровне компетенций и образования человека, конечно, более достоверный и полезный, чем разовые Олимпийские игры. И требует постоянного напряжения в учебе, с одной стороны, и более квалифицированного управления всей системой.
Готова ли система к этому? См. комментарий первого заместителя министра просвещения РФ: «В ближайшее время отмена экзаменов невозможна»».