Очевидно, что в применении к основным образовательным программам главным водоразделом между платными образовательными услугами и бесплатными выступает Федеральный государственный образовательный стандарт, который определяет объем финансирования из бюджета образовательной услуги.
На основе ФГОС формируется образовательная программа, которая, по сути, является финансовым локальным актом образовательной организации.
Однако в применении к дополнительному образованию взрослых и детей вопрос платности еще более актуален.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, предусматривает необходимость охвата дополнительными общеобразовательными программами не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет к 2020 году.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2018–2025 гг.», утвержденная постановлением правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642, также предусматривает обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80 процентов от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Однако в настоящее время отсутствуют именно правовые гарантии бесплатности дополнительного образования детей.
Согласно части 2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Также согласно части 3 Конституции РФ гарантируется возможность бесплатного получения высшего образования на конкурсной основе.
В то же время бесплатность дополнительного образования для детей Конституцией РФ не гарантирована –этот вид образования вообще не упоминается в Конституции РФ.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части 1 статьи 8 предусматривает в качестве одного из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования «обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам».
Согласно части 2 указанной статьи, органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей, в том числе финансовое обеспечение предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях и частных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей.
Также органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют предоставление дополнительного образования детей в подведомственных им образовательных организациях.
Таким образом Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит систему норм, обеспечивающих комплексное регулирование бесплатного предоставления дополнительного образования детям, позволяющих четко определить, в каких случаях такого рода образование может быть бесплатным. В связи с этим затруднено формирование расходных обязательств соответствующих бюджетов в отношении дополнительного образования детей.
Это означает, что необходимо совершенствовать правовую базу для обеспечения распространения финансируемого из различных бюджетов дополнительного образования детей.