Аналитика // Статья

Нокаут российского образования. Часть 2


Нокаут российского образования. Часть 2
Фото: www.avasto.tj

По следам парламентских слушаний 24 июня, на котором выступала министр просвещения Ольга Васильева, размышляя о состоянии управления образованием, я понимаю: мы в точке, которая может стать критической. В первой части был аналитический разбор идеологии Закона «Об образовании», ФГОС, финансирования образования, дополнительного образования детей и педагогического образования.

Продолжаем считать.

6. Информационно-отчетный бум.

Какую только информацию и каким специалистам не представляет сегодня образование. С каких только трибун мы не говорим об избытке вынужденного бумажного творчества. Но ничего не меняется. Вместо создания единых межведомственных баз данных и сводных графиков предоставления отчетов на год или хотя бы на полугодие мы наблюдаем все новые и новые отчетные формы и традиционные ссылки на грозные последствия для должностных лиц в случае непредставления сведений вовремя. Наверное, для регулирования этих процессов надо создать еще одно «новое ведомство над всеми ведомствами», которое курировало бы потоки отчетности в бюджетной сфере. Грустно говорить об этом в «эпоху цифры».

И еще. Бесконечные измерения и мониторинги всех процессов. Причем каждый последующий мониторинг не использует данные предыдущего, игнорируя принципы сравнимости, сопоставимости и еще раз убеждая всех, кто представляет очередную информацию в том, что она вовсе не нужна для принятия реальных управленческих решений или контроля ситуации. Информация нужна ради информации. Мониторинги и отчеты в пухлых папках или презентабельных электронных версиях – просто атрибут бурной деятельности очередного ведомства или подразделения, но не материал для позитивных изменений процессов. Кроме этого, всегда интересно узнать, кто, как и для чего на федеральном уровне реально использует (и использует ли?) информацию об «истинной картине в образовании», представленную не учреждениями, а региональными органами исполнительной власти?

Ситуация с муниципальными органами управления образованием ставит острейший вопрос партнерства в реализации федеральной и региональной образовательной политики. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» назначение руководителей органов управления образованием в муниципалитете осуществляет их глава, мэр. В ситуации прошедших и предстоящих избирательных кампаний часто ставка делается не столько на профессиональные достижения кандидатов в руководители, сколько на аспекты приближенности и преданности. Каково качество управления образованием, если в кресле оказывается человек, который не прошел должную подготовку, обучение? Как он сможет управиться с вопросами распределения финансовых потоков, создания современных условий? Обеспечит ли он сохранение интересных направлений деятельности, отработанных предшественником? Как он сможет решать другие вопросы, требующие постоянного совмещения в единое целое требований, проектов и программ регионального, федерального уровня с желаниями и потребностями местной администрации и прежде всего мэра? Какова вероятность эффективного взаимодействия в этом случае с региональным уровнем управления?

Чтобы вырос хороший управленец, необходимо минимум четыре-пять лет. И как жаль бывает, когда на смену умному и профессиональному руководителю приходит человек, которого еще столькому надо научить. Жаль с точки зрения движения вперед. Часто невозможно помочь увольняемому коллеге ничем, кроме как безрезультатной беседой с мэром. В этом случае в условиях постоянной сменяемости власти необходимо формирование регионального кадрового резерва управленцев и нормативное закрепление позиций, при которых победители выборной гонки использовали бы этот ресурс во благо дальнейшего развития образования. А если попытаться брать проблему шире, то перевод управления образовательными организациями на региональный уровень, создание муниципальных подразделений региональных министерств в муниципалитетах могли бы обеспечить более высокую финансовую, нормативную, содержательную, инновационную эффективность управления образованием.

7. Контроль деятельности образовательных организаций.

Сегодня он имеет все признаки неотвратимости, тотальности, непредсказуемости, жесткости, субъективности и дальнейших перспектив усиления. Роспотребнадзор, Роспожнадзор, финансовый контроль и правоохранительные органы, общественные организации – это совсем не полный перечень инстанций, перед которыми навытяжку стоит директор, начальник управления образованием, учитель. Содержание требований меняется регулярно (люки, двери, емкости, шкафы, стеллажи, водоснабжение, освещение, покрытие, высота ограждений, посуда и т.д. и т.п.). Нескончаемый поток. И уже невозможно составить полноценную смету или план финансирования образовательной организации, так как возможные штрафы или внезапные затраты на исполнение новых требований предусмотреть просто не в состоянии даже суперруководитель. Самое главное, что никого из проверяющих не интересует непосредственно педагогический процесс, личность ребенка условно просматривается через исполнение требований и правил по созданию и поддержанию идеальных условий. Согласна с тем, что образовательный процесс должен быть прежде всего безопасным и комфортным для всех участников образовательных отношений. Но это условие не должно быть выведено на уровень абсурда, мешающего за деревьями лес увидеть. Измотанность и напряжение в коллективах достигает точки кипения, а это отнюдь не способствует творчеству и взаимопониманию с детьми.

8. Информационная открытость образования.

Вопрос о том, нужна ли она, уже никто не задает. Но в каком виде? В какой дозировке? Чем чревата? Действующее законодательство предусматривает прозрачность деятельности образовательных организаций. Представление информации на сайтах, публичные отчеты и доклады, круглые столы и многие другие формы работы стали неотъемлемой частью взаимодействия образовательных организаций с обществом. Мы открыты или, по крайней мере, к этому стремимся. Но в то же время кто бывает самым битым в дискуссиях, на сайтах, в блогах, в современном кино на темы образования? Каков образ человека, работающего в системе образования, в медийном пространстве? Как научиться работать в негативном информационном поле? Как объяснить нашим замечательным педагогам, что наиболее агрессивно ведут себя в дебатах наши бывшие выпускники, получившие негативный опыт учения, и непризнанные и нереализованные наши же коллеги? И как отзывается в душе наших воспитанников вся эта возня в соцсетях, чему учит? Заданные вопросы отражают реальность, которую не всегда адекватно оценивают наши коллеги. Между тем всем очевидно, особенно нашим ученикам, что мы живем в эру информационных технологий. И главные сражения разыгрываются именно в информационном и медийном пространствах. Удары, наносимые образованию в подобных сражениях, и неумелость управленцев работать с этим могут нанести непоправимый ущерб, прежде всего нашим ученикам. А может, деток пощадим?

9. Образование и политика.

Образование – социальная сфера, которая по факту своего существования не может рассматриваться сама по себе. Хотим мы этого или не хотим, не могут и политики без нас. Выборы, битва с неугодными представителями исполнительной власти или позиционирование восходящих звезд невозможно без спекуляций на тему образования. Нас много, мы неравнодушны, в образовании крупнейшая часть финансового бюджетного пирога. Косвенно или прямо практически каждая семья имеет отношение к образованию: кто-то учит, кто-то учится, у кого-то учатся дети или внуки. Через нас можно влиять на электорат. Мы радуемся, когда наши коллеги сами выигрывают выборную гонку. Мы надеемся, что в этом случае наши интересы будут настойчиво позиционироваться. К сожалению, так бывает не всегда.

Мы заметны на политическом поле. И именно поэтому неминуемо одними из первых в случае политических удач или неудач «отмечают по заслугам» руководителей сферы образования. Как много прозорливости и гражданской стойкости необходимо проявлять руководителям от образования, чтобы выйти из этих сражений целыми-невредимыми. И сколько энергии, так необходимой школам, детским садам, детям и учителям теряется в этой неизбежной реальности.

Итак, счет 10. Системных проблем гораздо больше.

Выстоит ли образование в очередном нокауте, который, как известно, характеризуется головокружением, частичной или полной потерей ориентации, а иногда и сознания, возникшими в результате удара? Где те силы и ресурсы, которые обеспечат ему достойный выход из незримого поединка и движение с новыми силами вперед? И каким станет российское образование после того, как выйдет из очередного нокаута?



Новости





























































Поделиться