Конкурс проводился в соответствии с Решением Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Федерального Собрания Российской Федерации, а также в рамках реализации Национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, и проходил в два этапа: на региональном уровне в каждом субъекте отбирались две самые лучшие школы и направлялись на федеральный этап.
Всего поступило 95 из 45 субъектов России.
Конкурсная комиссия определила абсолютного победителя, которым стала школа № 574 Санкт-Петербурга. Среди победителей конкурса – «Школа-интернат № 2» (Хабаровский край), 1 место; школа № 103 (Краснодарский край) и «Эколого-биологический лицей № 35» (Республика Адыгея), 2 место; школа № 50 (Курганская область), «Академическая гимназия № 56 имени М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга, школа № 15» (г. Златоуст Челябинской области) и школа № 3 (г. Троицк Челябинской области), 3 место.
Кроме того, специальными дипломами были отмечены еще 5 школ из 5 субъектов РФ: филиал «Нахимовского военно-морского Ордена Почета училище Министерства обороны Российской Федерации» в г. Калининграде (специальный диплом «Лучшая школа по патриотическому воспитанию посредством чтения»), бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Лицей № 143» (специальный диплом «Лучшая школа по формированию и развитию читательской грамотности»); муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым лицей «Многоуровневый образовательный комплекс № 2 имени Героя Советского Союза Марии Карповны Байды» Республики Крым (специальный диплом «Лучшая школа по сохранению и развитию семейного чтения»); муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Н.Д. Лицмана», г. Тобольск Тюменской области (специальный диплом «Лучшая школа по взаимодействию всех участников образовательного процесса»); муниципальное общеобразовательное учреждение «Киришский лицей имени Героя Российской Федерации Александра Соколова» Ленинградской области (специальный диплом «Лучшая школа по разработке инновационного продукта по чтению»).
В торжественной церемонии награждения приняли участие советник Президента Российской Федерации Елена Александровна Ямпольская, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Елена Владимировна Писарева, заместитель директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России Сергей Сергеевич Васин, руководитель комитета по чтению Российского книжного союза Надежда Ивановна Михайлова, директор Департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание» Бикбулатова Альбина Ахатовна, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) Татьяна Дмитриевна Жукова и другие.
В своем приветственном слове участникам церемонии Елена Александровна Ямпольская сказала о задаче, которая стоит перед всем российским обществом: «перед всеми нами сейчас стоит задача объяснить современным детям почему надо читать. Если мы эту задачу решим, не в приказном порядке, без лицемерия, без фальши, если мы реально найдем вот этот камень, на котором утвердится вера, тогда мы во многом заложим основу благополучного и счастливого будущего для всей страны». О важности чтения для будущего поколения говорила и Сенатор Елена Владимировна Писарева: «Чтение остается важнейшим инструментом для формирования мировоззрения. Только читающее поколение может оценить, сохранить, преумножить культурные традиции нашей великой России, достижения в самых различных областях знания. Одной из рекомендаций Совета Федераций было – проведение общероссийского конкурса «Лучшая читающая школа России» для выявления эффективных практик организации читательской инфраструктуры в общеобразовательных организациях. В этом зале собрались те, кто своим примером доказывают, что чтение – это ключ к знаниям, творчеству и саморазвитию. Вы помогаете детям и подросткам открыть для себя удивительный мир литературы, воспитываете в них любовь к чтению и стремление к познанию. Хочу обратить внимание на тех, кого мы собрались чествовать: они из разных школ, из разных субъектов, но все они объединены одной идеей – сделать подрастающее поколение лучше, грамотней, успешней и счастливее! Это огромный вклад потому, что это – наполнение сердец нашего будущего поколения той уникальной историей, которой мы гордимся в нашей стране!». Сергей Сергеевич Васин в своем выступлении отметил роль школьных библиотек в развитии детей: «Библиотеки сегодня являются культурным, образовательным пространством. Дети приходят, читают. Дети занимаются в группах. Дети общаются. И это – отрадно, что большое внимание сегодня у детей вызывают библиотеки, библиотечные пространства». Татьяна Дмитриевна обратила внимание участников церемонии на важность деятельности школьных библиотек, особенно в рамках проекта РШБА «Читающая школа»: «Мы придаем нашему проекту большое стратегическое значение в деле развития качества среды в наших школах, а значит и качества образования. И важно, что проект и Конкурс объединил наши разные взгляды и коллективные усилия в деле Чтения. И хорошо, что мы – разные, ведь по меткому слову Юрия Михайловича Лотмана: "...каждый из нас – лишь часть Истины, а вместе мы – Путь к ней!". Сегодня есть военный фронт, а есть культурный, идеологический! уверена, что наш проект привлечет к теме чтения наше общество, поможет сформировать вокруг наших школ ответственный социум и осознанное родительство, поможет нам вернуть статус читающей России, и это станет непреодолимым и стратегическим преимуществом нашей страны! И сегодняшние победители дают нам основание на уверенность в такой победе!».
Закончился первый общероссийский конкурс, начинается новый этап-широкая трансляция проекта «Читающая школа», одним из механизмов развития которого станет Всероссийский Книжный Клуб «Читающая школа»-информационно-методический ресурс для школ России.