Образовательная политика // Статья

Валентина Матвиенко и сенаторы довольны министром

Но Ольге Васильевой нужно не только чувствовать проблематику, но и проявить командирские качества.

Валентина Матвиенко и сенаторы довольны министром
Фото: mosoblduma.ru

«В нацпроекте мало внимания уделено новым форматам и практикам»

В Совете Федерации подвергли критике нацпроект «Образование», но похвалили Ольгу Юрьевну за профессионализм, а также предложили Минпросу создать «гильотину» для бюрократии.

26 июня в Совете Федерации состоялся правительственный час с участием министра просвещения Ольги Васильевой.

Напомним, за два дня до этого она выступила на больших парламентских слушаниях, посвященных качеству образования.

На этот раз главной темой доклада министра стала реализация нацпроектов в сфере образования, объемов финансирования и задач, решаемых в рамках каждого федерального проекта.

В числе вопросов, заданных сенаторами Ольге Васильевой в ходе обсуждения, были и те, которые активно дискутировались на прошедших парламентских слушаниях.

Так, сенатор от Ростовской области Ирина Рукавишникова подняла вопрос о сокращении бюрократической нагрузки педагогов и напомнила Ольге Юрьевне ее обещание о том, что обязательными для отчетности останутся только четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник.

К разговору на животрепещущую тему подключилась председатель верхней палаты Валентина Матвиенко. Она обратилась к Ольге Васильевой с настоятельной просьбой «издать указ, что учитель должен заполнять только эти формы отчетности, а все остальное – вне закона».

«Это в вашей власти. Это как раз та сфера, за которую отвечает Минпрос – в плане нормативного регулирования вы первая скрипка. Проявите командирские качества и примите такое решение, пусть только попробуют оспорить, все учителя на вашу сторону встанут», – убеждала она Ольгу Юрьевну.

В ответ министр дала понять, что она бы и рада, но Трудовой кодекс мешает, поскольку в него придется вносить соответствующие поправки.

Тогда Валентина Ивановна пообещала поддержать эту идею законодательно, назвав будущий нормативный акт «гильотиной», отсекающей все предыдущие.

Не осталась без внимания и проблема заработной платы учителей.

Представитель Курской области Александр Михайлов обратил внимание на то, что дифференциация зарплат в регионах составляет 2,5–3 раза, и поинтересовался, прорабатывается ли на федеральном уровне вопрос о единых принципах оплаты труда педагогов путем законодательного перераспределения полномочий?

Нелишне напомнить, что выступление министра на «зарплатную» тему в Думе было неудачным: она запуталась в собственных объяснениях и на повышенных тонах общалась с председателем комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Татьяной Бодровой.

На этот раз она говорила более уверенно, хотя и привела в качестве аргумента все те же рекомендации Российской трехсторонней комиссии, согласно которым разделение школьного Фонда оплаты труда должно жестко соблюдаться в соотношении 70% – базовая часть и 30% – стимулирующая.

Хотя каким образом это повлияет на улучшение положения учителей, непонятно. Ведь если денег нет, то их на стимулирующие выплаты все равно не хватит, а базовые ставки во многих регионах, как отмечали участники парламентских слушаний, зачастую ниже МРОТ.

Также Ольга Юрьевна подчеркнула, что отчетность регионов по зарплате должна идти не за максимальные нагрузки учителя, а совсем за другие часы.

«Базовая ставка не должна превышать 1,23 – и это исключительно учебная, горловая нагрузка», – подчеркнула она.

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова отметила, что по официальным данным средняя зарплата учителя – 38,5 тысяч рублей, а на самом деле существенно меньше.

По ее мнению, «Министерству просвещения следует вернуться к этому вопросу и отрегулировать его вместе с регионами и муниципалитетами».

Также главный финансовый контролер страны подвергла критике нацпроект «Образование» и в плане недостаточного финансирования (на него предусмотрено 785 млрд рублей на ближайшие 6 лет, что составляет менее 3% от бюджета на образование), и в плане содержания запланированных мероприятий.

По ее словам, в нацпроекте мало внимания уделено новым форматам и практикам.

И привела конкретные примеры:

С применением электронных форм сейчас обучается менее 7% школьников, дистанционных форм – менее 2,5%.

Почти 400 сельских школ вообще не имеют доступа в интернет, а в половине – крайне низкая скорость интернета.

«Решение этой задачи запланировано только к 2024 году в рамках нацпрограммы “Цифровая экономика”, причем средства на передачу данных внутри школьных зданий не предусмотрены», – подчеркнула Светлана Орлова.

По ее мнению, в нацпроекте необходимо уделить внимание таким проблемам, как «разработка маршрута ребенка во взрослую жизнь, начиная с подготовительной школы; введение профильного образования и модернизация профориентации в соответствии с вызовами стратегического развития страны».

В числе задач, требующих незамедлительного решения, она назвала условия обучения школьников: из 16 млн детей 13 млн обучаются во вторую и третью смену.

К 2024 году численность учащихся составит 20 млн.

В заключение Светлана Орлова предложила создать дорожную карту развития образования с учетом его доступности и качества.

Валентина Матвиенко согласилась с тем, что «надо еще много доработать по нацпроектам, мы его только начали, и хочется, чтобы процесс совершенствования нацпроектов шел быстрее, потому что времени очень мало».

Завершая правительственный час, спикер Совета Федерации поблагодарила Ольгу Васильеву за сотрудничество и выразила готовность к совместному продвижению новых идей и участию в законодательных изменениях.

«Вы профессионал этой сферы, вы как никто другой чувствуете на кончиках пальцев проблематику образования», – сказала она, обращаясь к министру.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube