Одна из основных претензий к высшему образованию в том, что полученная специальность остаётся не у дел.
Перекосы высшего образования
Постсоветские изменения экономики и высокая неопределенность привели к тому, что в общественном сознании сформировалось представление о высшем образовании как о необходимости, обязательном условии более высокого заработка, стабильности, востребованности, высокого положения в обществе и пр. Это положение вещей поддерживали и работодатели, предпочитая брать людей с высшим образованием на позиции, где оно совсем не нужно.
В результате, по данным Росстата, если в 2006 году среди работающих каждый четвертый имел высшее образование, то в 2017-м – каждый третий. Причем в категории 25–29 лет высшее образование имеет 42% работников.
Ввиду сложных и непрямую не совпадающих классификаций точно оценить долю работающих по полученной специальности затруднительно. В российской и зарубежной практике для оценки образовательно-профессионального несоответствия (education-occupation mismatch) используют несколько подходов, но чаще всего – субъективные оценки респондентами степени близости их работы полученному образованию. Этот подход используется и Росстатом. По данным выборочного наблюдения трудоустройства выпускников образовательных организаций 2010–2015 годов, по специальности работает 68%. Эти данные в значительной мере подтверждаются и на результатах опросов работников разных возрастов, реализованных в рамках обследования населения по проблемам занятости. 71,4% работников с высшим образованием утверждают, что их работа связана со специальностью, полученной в вузе, в том числе 57,8% полностью. Однозначно оценивает свою работу как не связанную с полученным образованием только каждый пятый опрошенный.
Высшее или среднее – кто больше рискует?
Как сообщает Росстат, по специальности в среднем устраивается на работу почти 2/3 выпускников вузов, тогда как среди прошедших программы подготовки специалистов среднего звена таковых почти половина. Наименее уязвимы выпускники программ в сфере здравоохранения вне зависимости от уровня их подготовки: в профессии остаются до 97% получивших высшее и до 93% получивших среднее образование. Также консервативными оказываются специальности высшего образования, связанные с производством оружия, военной и авиационно-космической техники.
К высокорисковым (более 40% уходят из профессии) относятся специальности, связанные с технологиями продовольственных продуктов и потребительских товаров вне зависимости от уровня полученного образования.
Для пребывания в профессиях, связанных со сферой обслуживания, значительно менее выгодно высшее образование, чем среднее: из профессий этого направления уходят 46,4% и 27,5% соответственно.
Наконец, если не брать в расчет профессии в области сельского, рыбного и лесного хозяйства, под ударом научные кадры – специалисты в области социальных (45,3%) и естественных (46,1%) наук.
Высшее образование не требуется. Как быть?
Опрос более 10 тыс. специалистов, проведенный в 2018 году службой исследований HeadHunter, выявил следующее распределение. С одной стороны, каждый пятый работник с высшим образованием не собирается менять род своей деятельности, с другой, примерно такая же доля опрошенных готовы пойти в рабочие, если будет гарантия трудоустройства.
В целом половина опрошенных готова освоить рабочие специальности ради профессиональной реализации и увеличения дохода.
Наиболее предпочтительными оказываются профессии, связанные с общественным питанием (повар, кондитер) и ремонтом автомобилей. Это отвечает устройству современного рынка труда. В Москве доля рабочих мест, не требующих высшего образования, доходит до 70%. Прежде всего это позиции в сфере обслуживания – общественное питание, торговля, бытовые услуги, ЖКХ, транспорт, страхование и пр.
Почему не идут в профессию?
Это происходит добровольно или вынужденно.
Вынужденно, когда не могут найти работу по полученной специальности или предлагаемая зарплата ниже, чем можно получать в других областях. Часто оказываются мало востребованы выпускники специальностей, по которым разброс качества образования высок, а предложение сильно превышает спрос (например, юристы и экономисты).
Добровольный уход – это разрешение конфликта в пользу ухода от нелюбимого занятия или возможность реализовать себя в любимом деле (превратить хобби в профессию, исполнить мечту). Профессиональное образование тогда превращается в «обязательную программу», выполнение требования родителей или реализация собственных представлений о необходимом уровне образования (реализация той самой социальной нормы, когда если не поступил в вуз – неудачник). При этом, по данным опроса HeadHunter, каждый третий опрошенный с высшим образованием говорит, что выбирает рабочую профессию, чтобы заниматься любимым делом.
Работа не по специальности: это плохо или хорошо?
Как мы видим, причин и вариантов ухода из профессии множество. Можно, конечно, оценить ситуацию формально и констатировать: причина не важна, потому что результат один, и он негативный – ресурсы (силы, время, деньги – не только собственные, но и часто государственные) потрачены напрасно.
Но такой подход к оценке сущность происходящего не отражает.
Для современных специалистов окончание вуза – не завершение образования, как это было раньше, а фактически приобретение базы, которую необходимо развивать и дополнять.
Чтобы быть успешным, к полученному образованию в любом случае придется добавлять новые знания и компетенции. В результате получается уникальный и востребованный работодателем профессиональный профиль, для которого уже не важно формальное соотнесение со специальностью, полученной на старте.
Это хорошо видно на результатах исследования «Профессии будущей Москвы». Профессии, которые только начинают формироваться благодаря развитию новых технологий, в большинстве базируются на вполне традиционных профессиях – инженер, программист, врач, преподаватель и пр., но к ним добавляются новые требования и компетенции, часто из совсем новой для человека области, и границы между профессиями практически стираются. Например, развитие телемедицины (а это один из наиболее растущих сегментов здравоохранения в мире) предъявляет к врачам требования по высокому уровню использования компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Получается, что даже в профессиях, из которых уходят крайне редко, придется постоянно повышать свою квалификацию, причем не только исходя из существующих нормативов, но и следуя логике происходящих изменений. Изменения, связанные с развитием технологий, роботизацией и цифровизацией, пока не являются массовыми, но они происходят, а для поколения, которое только выходит на рынок труда, будут неизбежными. Поэтому готовиться к ним нужно уже сейчас.