Развитие талантов – вечная потребность и вечный риск для любого государства. Потребность – потому что без них прогресс невозможен, риск – потому что усиленные вложения в развитие талантов создают повышенные, иногда перегретые ожидания.
Поэтому самая рациональная стратегия – возглавить решение этой задачи, вывести ее на государственный уровень. Такой подход призван не только решать утилитарные задачи, но и формировать лояльность талантов как ценного для государства ресурса.
Поручение по созданию до 2022 года 15 научно-образовательных центров с учетом приоритетов научно-технологического развития в рамках реализации послания президента России Федеральному собранию 2019 года в совокупности с недавней инициативой президента Российской академии наук Александра Сергеева об отказе от приема в школу по месту жительства и легитимацией отбора при поступлении иллюстрирует эту стратегию работы с одаренными и талантливыми людьми в нашей стране.
Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» МВШСЭН Елена Ленская считает, что гипертрофированное внимание государства к работе с одаренными в системе образования больше создает проблемы, чем решает задачу развития талантов. Во главу угла ставится неопределенный концепт одаренности, фактически решающий и определяющий судьбы детей. Автор приводит в пример зарубежный опыт и утверждает, что выделение одаренных как отдельной категории для педагогического воздействия не является типичным. По сути в российской системе образования, с точки зрения Е. Ленской, сложилась и закрепляется беспрецедентная ситуация образовательного неравенства.
Но кроме образовательной, есть еще политическая целесообразность. Как она реализуется?
Во-первых, обращают внимание не на одаренность, а на таланты.
Понятие «одаренность», которым оперируют педагоги и психологи, ранее нередко становилось предметом политических и управленческих решений. Однако российские государственные инициативы последних лет нацелены на развитие и реализацию не одаренности, а талантов, т.е. феномен психологический заменяется феноменом социальным и экономическим. В современном понимании талант – это не высокая степень одаренности, а ресурс для повышения экономической и социальной эффективности, как это применяется к управлению талантами в бизнесе. Такой подход опирается на успешность в той или иной области (как в определении одаренности Б.М. Теплова) и давно уже вышел за рамки корпораций.
Во-вторых, таланты – это один из ключевых ресурсов современной экономики знаний, и в России он в дефиците.
Исследование «Россия 2025: от кадров к талантам» (к слову, в его отчете слово «одаренность» не упоминается ни разу), реализованное The Boston Consulting Group совместно со Сбербанком, показало:
В передовых странах более 25% рынка труда представляют специальности категории «знания», которые подразумевают аналитическую работу, творчество, высокий уровень образования, длительный цикл подготовки и широкий кругозор. В России эта доля составляет 17%.
Если мы ориентируемся на пополнение этой категории специалистов, ставка на таланты становится неизбежной.
В-третьих, зарубежный опыт работы с одаренными и талантливыми учащимися богат и разнообразен.
По этому поводу можно ознакомиться, например, с двухтомным обзором лучших практик в этой сфере, подготовленным European Talent Centre в Будапеште. С обсуждаемой точки зрения там рассмотрены и государственные образовательные системы (от более до менее известных, например, Австралии или Саудовской Аравии), и отдельные кейсы: средних школ, летние школы, конкурсы и другие форматы.
Российская система выявления и работы с талантами пока только выстраивается, но с каждым годом она становится все более и более массовой. Доступ к безусловным социальным и карьерным лифтам в ней пока могут получить единицы. Но параллельно формируются новые возможности, на которые стоит обращать больше внимания. Особо можно выделить:
- цифровые профессии, которые современные школьники могут осваивать и самостоятельно, и благодаря многочисленным возможностям онлайн-образования;
- появляющиеся новые виды деятельности (так называемые «профессии будущего»);
- предпринимательство, в том числе технологическое;
- рабочие профессии, не требующие высшего образования, к которым благодаря активности Союза «Ворлдскиллс Россия» теперь не относятся разве что фундаментальные науки.
Специализированные школы для одаренных – старая институция, которая эффективна в условиях мобилизации усилий для решения определенных задач (как это было в СССР начиная с 1960-х годов).
В ситуации очевидного дефицита ресурсов предпринимаемые меры основываются на принципах целевой, а не ценностной рациональности (по М. Веберу). Государство определило приоритетные направления – научно-техническая сфера, формирующиеся технологические направления и пр., и вкладывает в них средства, ожидая по возможности быстрой отдачи. Это государственный заказ, он сформулирован и выстроен институционально и организационно.
Остается вопрос: насколько государственные цели совпадают с личными интересами самих одаренных и талантливых?
Ответ получим очень скоро.