Cоциология образования // Статья

ЕГЭ как средство передвижения


ЕГЭ как средство передвижения
Фото: kostroma.ecvdo.ru

В опубликованном недавно списке 100 лучших российских школ, определенном рейтинговым агентством «Эксперт РА» на основании успешности поступления выпускников в ведущие российские вузы[1], – более половины школ (54%) из Москвы и Московской области.

Единственная школа в топ-10 не из Москвы, Подмосковья или Санкт-Петербурга – занявший третье место в рейтинге физико-математический лицей № 31 из Челябинска.

Также очень высока конкурентоспособность московских школьников, если судить по результатам ЕГЭ и олимпиад. В 2018 году среди победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников половина москвичей, тогда как в 2010-м было менее четверти, а количество набравших 220 и более баллов по трем предметам ЕГЭ выросло с 2010 года в 3 раза[2].

От ЕГЭ ждали, что он сгладит неравенство, повысив мобильность выпускников школ. О его социальном эффекте такого рода говорил и абсолютный сторонник этого способа итоговой аттестации школьников ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По его мнению, с введением ЕГЭ «интересы значительных групп – а именно населения крупнейших городов страны – оказались ущемлены»[3]. Действительно, жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и других основных университетских центров полтора десятилетия имели существенные преимущества в доступе к лучшему в стране высшему образованию. Если в СССР в столичных вузах не менее 70% студентов были иногородними, то к началу 2000-х их доля сократилась до четверти. Сейчас ситуация постепенно возвращается к исходной. Министр просвещения Ольга Васильева неоднократно приводила данные о том, что сейчас в Москве и Санкт-Петербурге на бюджетных отделениях 70% студентов – из других регионов[4].

Роль ЕГЭ в повышении мобильности молодежи подтверждают и исследования Высшей школы экономики.

При этом они свидетельствуют о том, что в основном введение ЕГЭ способствовало увеличению мобильности выходцев из провинциальных городов, тогда как для жителей сельской местности особых изменений в связи с реформой не произошло[5].

Возможности ЕГЭ как социального лифта не всегда оцениваются как положительные. Социолог Виктор Вахштайн рассказывает[6], как в середине 2000-х в одном из регионов исследование показало, что выпускники некоторых сельских школ стали демонстрировать неплохие результаты ЕГЭ – это было связано с существовавшей тогда отсрочкой призыва в армию для сельских учителей, которой пользовались выпускники педагогических вузов. Однако эта информация не вызвала радостных эмоций у руководителей региональной системы образования. Для них она означала не столько повышение качества школьного образования, сколько перспективу умирания деревни после отъезда молодежи.

Этот пример не только ярко иллюстрирует возможные следствия ЕГЭ, но проявляет важную особенность современной восходящей социальной мобильности: она напрямую связана с переездом.

Последние 100 лет восходящую мобильность связывали прежде всего с образованием, но постепенно этот канал замедляется и истончается. Это неудивительно. При массовом высшем образовании лифтом стала магистратура и аспирантура. Но теперь и они вряд ли ускоряют социальное продвижение[7].

В настоящее время возможности продвижения в первую очередь связываются со сменой места жительства. Переезд является основным, что сегодня определяет шансы на успех в России. По данным проекта «Евробарометр в России», который проводится Центром социологических исследований РАНХиГС, почти каждый четвертый житель страны хотел бы сменить место жительства в ближайшее время.

И рост миграционных настроений составляет 5% в год: жители малых городов стремятся в крупные, жители крупных городов – в столицы, жители столиц – за границу.

При таком подходе и ЕГЭ, и образование в целом выступают с большей убедительностью не возможностью приобрести знания и компетенции, а средством передвижения.

Это не значит, что все успешно реализуют свои намерения. Проблема преодоления территориального барьера остается ключевым препятствием социальной мобильности россиян, многие просто не могут позволить себе переезд. В этом смысле с начала 2000-х мало что изменилось: повышение образовательного уровня способствует усилению миграционной активности населения, но многие потенциальные мигранты не располагают достаточными денежными средствами для осуществления переезда[8].

В итоге у выпускников школ есть, по сути, два варианта: локальные возможности или конкуренция, связанная с миграцией.

Благодаря ЕГЭ у выпускников школ из регионов появляется возможность бороться за места в столичных вузах, причем чаще не столько с москвичами, сколько между собой, и в этом шансы у них тоже не равны[9].

Что касается москвичей, то среди них (в том числе и отвечая страновым тенденциям[10]) всё больше тех, кто ориентируется на реальные потребности местного рынка труда и идет в профессию через колледж, минуя ЕГЭ[11]. Это снижает риски неудачи, но редко сулит вертикальную мобильность. Что же касается самых конкурентоспособных москвичей, которые поступают благодаря ЕГЭ и олимпиадам в лучшие вузы столицы, то их стремление к вертикальной мобильности почти неминуемо связано с потребностями конкурировать на глобальном уровне.

Географ Юлия Флоринская ссылается на данные ОЭСР о мобильности граждан европейских стран, следуя которым, в процентном отношении доля высокообразованных россиян, проживающих за рубежом, существенно ниже, чем, например, выходцев из Германии или Великобритании[12]. Но проблема не в том, что люди уезжают. Важно, чтобы они потом хотели и могли вернуться. Это касается и мигрантов из регионов, и мигрантов из столицы. И здесь, как показывают исследования РАНХиГС, ВШЭ и другие, проблемы преимущественно экономические[13]. Чтобы они возвращались, экономика и рынки труда сами должны быть конкурентоспособны и удовлетворять их запросы как в страновом, так и в международном масштабе.

Без этого они будут искать и находить другие места и возможности состояться, добиться успеха и стать счастливыми. И ЕГЭ им в этом поможет.


[1] https://vogazeta.ru/articles/2019/4/17/quality/7154-sostavlen_reyting_100_luchshih_shkol_rossii
https://raex-rr.com/education/schools/rating_of_schools_by_graduates_competitiveness
[2] https://www.mos.ru/mayor/themes/15299/5468050/
[3] https://www.hse.ru/news/55983879.html
[4] https://rg.ru/2019/01/15/olga-vasileva-ege-v-rossii-stal-socialnym-liftom.html
[5] https://iq.hse.ru/news/177663806.html
[6] https://www.youtube.com/watch?v=F66kRWNIFvU
[7] См. подробнее https://vogazeta.ru/articles/2019/1/30/sociology/6012-vysshee_obrazovanie_bolshe_ne_trebuetsya_
[8] http://www.cefir.ru/papers/WP27.pdf
[9] https://ioe.hse.ru/lepa/news/206295646.html
[10] https://mel.fm/novosti/3906518-vasilyeva
[11] https://www.tolkochto.ru/moscow/109754.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
[12] https://www.dw.com/ru/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8E-%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D0%B5/a-47127456
[13] https://www.kp.ru/daily/26717.5/3742897

Голосование

Как вы считаете, помогает ли ЕГЭ уменьшить неравенство?


Показать результаты
79
0
0
0

Скрыть результаты79


Новости





























































Поделиться