Cоциология образования // Колонка

Путь в профессию – это поездка со многими пересадками на разных видах транспорта, или Чем опасен новый статус школы


Путь в профессию – это поездка со многими пересадками на разных видах транспорта, или Чем опасен новый статус школы
Фото: nastol.com.u

Недавно президент Российской академии наук Александр Сергеев выступил с предложением передать около сотни ведущих школ страны из муниципального подчинения в региональное. По его словам, это позволит уйти от набора в школы по месту жительства и сосредоточиться на тех, кто проявил себя наилучшим образом.

Использованное для характеристики текущей ситуации неблагозвучное «неоптимизированный контингент» и сама постановка вопроса – брать в лучшие школы отобранных (звучит как избранных?) – вызвали резонанс и большей частью негативные отклики у родителей и педагогов.

Какие именно опасения вызывает это предложение?

1. Школа перестанет давать равные стартовые возможности.

При этом от равных стартовых возможностей ожидают, как правило, доступности образования одинакового уровня вне зависимости от социально-экономического статуса семьи и места проживания. Однако этот набор факторов скорее описывает равные условия, а не равные возможности. Равные возможности подразумевают, например, дополнительную помощь тем, у кого есть особые потребности, связанные со здоровьем или адаптацией. Кроме того, к школе неравенство возможностей уже в значительной мере определено семьей и дошкольным образованием. Равенство не всегда справедливо и практически недостижимо, а об этом в дискуссиях часто забывают (или умалчивают).

2. Большинство детей будут лишены возможности получить качественное образование.

Если вспомнить исследования Д.Л. Константиновского, качественное образование не всегда образование высокого академического уровня. В идеале, каждый должен иметь возможность получить образование высокого уровня с тем набором качеств, который для него приоритетен. А это может быть как гонка за результатами с очевидной перегрузкой, так и комфорт при невысоком темпе обучения. Может, в первую очередь стоит стремиться к этому?

3. Человек развивается неравномерно и не должен лишаться шансов на реализацию.

Действительно, придание школам нового статуса потребует дополнительных мер по развитию гибкости системы подготовки, предоставления равноценных шансов на вход и выход, альтернативных путей обучения и реализации.

И проблема не только в том, что не все смогут воспользоваться такими возможностями. Школьники, на которых рассчитана эта инициатива, могут ею и не заинтересоваться, отдавая предпочтение другим формам – дистанционной, экстернату и прочим.

Почему так может получиться?

В 1960 году американский социолог Ральф Тёрнер проанализировал потенциал социальной мобильности для британской и американской систем образования того времени. Так были сформулированы концепты спонсируемой и конкурсной мобильности. Первая предполагает раннее выявление способных детей и дальнейшее их продвижение в рамках закрытой системы вплоть до получения профессии. В рамках второй отбор откладывается на более поздние этапы, а переход с уровня на уровень зависит от результатов открытого для всех экзамена.

Если раньше научная карьера, о подготовке к которой говорит президент РАН, и походила на передвижение на поезде, т.е., по сути, представляла собой спонсируемую мобильность по системе спецшкола – профильный вуз – аспирантура – НИИ, то теперь эти рельсы могут стать дорогой в никуда. Необходима и неизбежна возможность самостоятельного выбора траектории, а путь в профессию – это теперь не перемещение по рельсам из пункта А в пункт Б, а поездка со многими пересадками на разных видах транспорта.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube