Cоциология образования // Статья

Возможности не для всех

Жесткая воронка отбора как основной механизм работы с талантливыми детьми.

Возможности не для всех
Фото: wired.com

В недавнем послании Федеральному собранию президента Владимира Путина существенное место в блоке вопросов, связанных с образованием и наукой, было отведено теме развития и профессиональной реализации талантов.

Так или иначе, практика работы с талантами реализует тезис из послания президента 2016 года о том, что «каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни».

На задачу раскрытия талантов каждого ребенка направлены меры по развитию возможностей дополнительного образования и увеличению его охвата до 1 млн человек. Система опирается на детские технопарки (Кванториумы) и многочисленные центры развития по различным направлениям, доступные всем желающим.

Следующий шаг – создание региональных центров по модели сочинского «Сириуса» для раннего выявления, развития и поддержки детей, показавших высокие способности в искусстве, спорте, науках и пр.

Далее, образовательные форматы подкрепляются возможностями для каждого школьника, студента и молодого профессионала проявить себя. Для этого реализуется целый ряд конкурсных проектов. Их тематика обозначает направления, к которым сегодня особый интерес. Это ранняя профориентация, включающая диагностику индивидуальной готовности к выбору профессии, и знакомство с интересующими областями деятельности через профессиональные пробы (проект «Билет в будущее») или работу над практической задачей/проектом (проект «ПроеКТОриЯ»). Итогом такой работы становятся рекомендации по образованию – дополнительному и/или профессиональному – и дальнейшей траектории развития.

Траектория – это путь к самореализации в заданных условиях. Важно не только выявить индивидуальные склонности и таланты, но и понять, как они могут быть реализованы наилучшим образом здесь и сейчас. Об этом нам дает представление портфель проектов автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей», цель которой – показать пути к успеху, которые сегодня наиболее актуальны.

Фактически это два магистральных пути.

Первый – это проявление лидерства, социальной инициативы и управленческих компетенций. Здесь спектр возможностей широк – от молодежных проектов и волонтерства до лидерства и продвижения на высокие позиции в органах государственной власти и крупных компаниях. Особо здесь хочется отметить конкурсные возможности, связанные с поддержкой молодых предпринимательских проектов (проект «Мой первый бизнес»).

Второй – профессиональное становление и развитие: осознанный вход в профессию через конкурсы профмастерства WorldSkills, стажировки, олимпиаду «Я – профессионал».

Все ли таланты, как заявлено в базовом тезисе, развивает такой подход?

И да, и нет.

С одной стороны, мы видим вариативность по областям развития и сценариям реализации (управленческому, предпринимательскому, профессиональному). С другой – пока эти механизмы представляют собой очень жесткую воронку отбора для абсолютного меньшинства без видимых альтернатив для остальных.



Обсуждение

{{ comment.user }}
{{ comment.date }} / Ответить

Ответ на сообщение от {{ comment.reply_date }}

{{ comment.text }}

Комментарий удален

Ваше сообщение будет первым!

Новое сообщение

Вы отвечаете на сообщение от {{ reply_comment.date }} Удалить ссылку на ответ

Отправлять сообщения могут только авторизованные пользователи.
Ваше сообщение будет первым!

Новости





























































Поделиться