Экономика // Статья

Государственно-частное партнерство в строительстве школ: предприниматели не видят выгоды

Какие сегодня существуют недостатки в законодательстве ГЧП и МЧП и через сколько лет такие соглашения станут реальным инструментом строительства школ и больниц – в материале «Вестей образования».

Государственно-частное партнерство в строительстве школ: предприниматели не видят выгоды
Фото: pbs.twimg.com

Закон о государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве, который был инициирован общественными бизнес-организациями и нашел активную поддержку среди думских фракций, вступил в силу с 1 января 2016 года.

Предварил его закон о концессионных соглашениях, принятый десятилетием ранее. Сейчас идет активное совершенствование законодательства в этой сфере, государство выделяет финансирование на проекты, однако они не пользуются популярностью у бизнеса.

Так, 60% средств остались нереализованными и вернулись обратно в бюджет.

Особенно острая проблема – с объектами социальной инфраструктуры, и в частности школ, поскольку предприниматели на данный момент не видят для себя выгоды от участия в проектах государственно-частного партнерства.

Причины отсутствия выгоды

По словам директора центра государственно-частного партнерства, профессора кафедры управления проектами и программами РАНХиГС Людмилы Ильичевой, с момента вступления в силу федерального закона о ГЧП и МЧП не реализовано ни одного проекта в отношении строительства школ, и этому есть масса причин. Одна из них – совершенно новое законодательство, которое еще требует адаптации и корректировок.

Закон о ГЧП предусматривает достаточно сложную процедуру инициации проектов

Сейчас все проекты инициируются со стороны государства. Частные партнеры могут инициировать проект, но их предложение о реализации проекта фактически представляет собой полную предпроектную подготовку в отношении потенциального объекта, при этом по существующей практике инвестор сразу должен внести 5–10% от объема общего финансирования строительства или реконструкции школы. Также он должен иметь банковскую гарантию в размере не менее 5%.

Изначально по процедуре закладывается часть невозвратных средств

Это значит, что частный партнер это все инициирует, вкладывает деньги, выходит на конкурс, но еще не факт, что его потом выигрывает. И изначально он, человек, который инициировал проект и вложил деньги, находится в более проигрышном положении, чем другие инвесторы, которые будут с ним вступать в конкуренцию за этот проект. Это отпугивает людей, и они этого не делают, поскольку боятся рисков, поясняет Ильичева.

Реализация ГЧП имеет свои особенности в отношении объектов социальной инфраструктуры, и в том числе школ

Закон о ГЧП предусматривает переход права собственности на объект партнерства к частному партнеру. Скорее всего, законодатель исходил из потенциальной выгоды собственника при пользовании объекта имущества. Однако объекты социальной инфраструктуры не являются потенциально выгодным коммерческим объектом в эксплуатации. Инвестиционная привлекательность для вложения частных средств в школы сейчас фактически отсутствует.

Повысить ее могли бы меры уменьшения налогового бремени, предоставление им земельных участков на льготных условиях, возможности обслуживания госзаказов в отношении эксплуатации проекта вне конкурсных процедур и так далее, рассуждает директор центра.

К примеру, если издательство подключится к строительству школы в рамках ГЧП, ему можно было бы обеспечить возможность снабжения объекта вне конкурсных процедур литературой на протяжении определенного времени, но, разумеется, с соблюдением всех требований в отношении качества содержания книг, считает Ильичева.

Она также подчеркнула, что с точки зрения школы и других объектов образования строительство должно быть встроено в систему стратегического планирования региона или муниципалитета, чего в стране сейчас нет. Сам вопрос поиска механизмов строительства лишь второстепенный и вытекает из стратегии. «Сейчас бизнес участвует в ГЧП, но нехотя, по принципу “я отдам свои деньги, только не трогайте меня”.

Задача – сделать так, чтобы бизнес понимал, что он получит прибыль в том или ином виде и снова вложит деньги в свой город, а не уведет в банк на Кипре», – подвела итог эксперт.

Мнение эксперта

Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин согласен, что существуют некоторые недостатки в законодательстве о государственно-частном партнерстве. Поле для совершенствования он видит в том числе в закреплении ответственности за бизнесом не только в плане строительства, но и обеспечения эффективной образовательной деятельности в дальнейшем.

«И правовой режим ГЧП, и правовой режим концессий сейчас заточены на привлечение частных партнеров в капитальное строительство, но оно само по себе не гарантирует образовательного результата. Необходимо создать правовую основу для расширения полномочий и обязательств частного партнера в управлении школами», – считает Брычкин.

По его словам, «Российский учебник» разрабатывает интегральное решение для ГЧП в образовании, которое представит в начале лета этого года.

«По одной из предлагаемых нами моделей взаимодействия между государством и его частным партнером, публичный партнер (например, муниципалитет или школа) передает на аутсорсинг частному партнеру (компании) создание или реконструкцию объектов образовательной инфраструктуры, ставит задачу по достижению определенных образовательных результатов и контролирует соблюдение стандартов. Компания, в свою очередь, организует и создание этого объекта, и учебный процесс на его базе – с учетом всех требований. При этом затраты частного партнера возвращаются через ежегодные платежи, которые по сути гарантируют качество его услуг», – пояснил генеральный директор корпорации.

В рамках этой работы осенью 2018 года «Российский учебник» и Сбербанк России заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве для совместной реализации концессионных проектов в сфере образования в субъектах РФ.

«Потребность в новых местах для школьников оценивается в 7 млн к 2025 году, и эту задачу реализовать только бюджетными средствами не получится», – заключил Брычкин, говоря о необходимости развития механизмов ГЧП.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube