Аналитика // Статья

Что делать со школами, которые стоят больше 60 лет?

Почему школы, в которых выявлены нарушения, все равно допускаются к работе и где можно оставить информацию о том, что школа требует срочного ремонта?

Что делать со школами, которые стоят больше 60 лет?
Фото: mosregtoday.ru

Почти четыре года назад в России была принята программа «Содействие созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016–2025 годы. Ее реализация проходит в два этапа. Запланировано, что к 2020 году школьники перестанут учиться в три смены, младшие и последние классы будут заниматься с утра. К 2025 году 5 9-е классы также должны перейти в одну смену, а всех школьников из ветхих и аварийных школ планируется перевести в новые здания. Как решается проблема школ из прошлого века, какие цели достигнуты, пытались понять «Вести образования».

Сложная задача

По данным Росстата, сегодня в стране функционирует более 42 тыс. школ, в которых учатся 15 млн детей. Из них 2,21 млн школьников учатся в две смены, порядка 9 тыс. детей занимаются в три. Замглавы Минпросвещения России Павел Зенькович ранее отмечал, что самая сложная ситуация с количеством смен в регионах с высокой рождаемостью: Северный Кавказ и Бурятия. По словам экс-заместителя председателя по социальным вопросам Ольги Голодец, к 2020 году ожидается увеличение количества школьников до 19 млн человек, а в 2017 году в России не хватало 6 млн школьных мест.

В аварийном состоянии находятся более 700 школ, 9 тыс. нуждаются в капитальном ремонте, 2 тыс. зданий не имеют туалетов.

Центральное отопление, водопровод и канализация отсутствует в 2,85% школ, в селах – 19%. Эти проблемы актуальны для Ненецкого автономного округа, Хакасии, Хабаровского края, Тувы и многих других регионов.

По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики, в 90-е годы в стране было почти 70 тыс. школ, численность которых к настоящему времени сократилась на 28 тыс. В первую очередь школы ликвидируются в селах.

В ближайшие годы в рамках указанной программы планируется построить порядка 475 школ, создать 300 тыс. дополнительных мест для учащихся. На эти цели направлено 28 млрд рублей по национальному проекту «Образование». На сегодняшний день на одно открытое учреждение приходится 8–10 закрытых.

Ранее представитель министерства сообщал, что финансирования недостаточно для выполнения всех задач согласно плану первого этапа программы. Всего для полной ее реализации потребуется около 3 трлн рублей. Источники средств – федеральные и местные бюджеты, частные финансы. Ответственными исполнителями назначены профильное министерство, Минстрой РФ и высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ.

Мнение эксперта

Последние 20 лет проблема ветхих и аварийных школ остро нуждается в решении. Большей части образовательных учреждений по 60 лет.

Ветхие школы с износом более 50–60% требуют капитального ремонта: ремонт крыши, стен, полов или коммуникаций.

После его проведения здания могут еще прослужить. Аварийные же учреждения ремонту не подлежат. В любой момент там может обрушиться потолок, стены или пол. Находиться в таком помещении опасно. В этом случае эксплуатация подобной школы запрещается.

По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, есть регламент, по которому государство понимает, что школу необходимо признать аварийной или ветхой.

«У каждого здания есть свой срок службы. Он зависит от конструкции: деревянная, кирпичная или каменная. Для любого типа материала есть максимальный срок его использования. Точно также и по коммуникациям. Каждая школа построена согласно проекту, который отвечает всем нормам (СНиПам, СанПиНам и т.д.) в годы приемки здания ведомственными комиссиями. Со временем, конечно, появились новые требования.

Специалисты понимают, что старые школы не всегда удается привести в соответствие новым стандартам.

Они внимательно смотрят на состояние самих зданий и их коммуникаций, возможности или невозможности ремонта. В зависимости от действующих норм и требований выносится решение о признании того или иного статуса школы», – рассуждает Абанкина.

Ежегодно специальные комиссии проверяют все школы в России на готовность учреждений к новому учебному году. Часто школы, в которых выявлены нарушения, все равно допускаются к работе.

Как считает директор, это происходит из-за невозможности отвечать всем требованиям при отсутствии средств.

«В России сегодня очень разбалансированы бюджеты. Муниципалитеты должны содержать в надлежащем состоянии все сети объектов социальной инфраструктуры: больницы, школы, детские сады и так далее. Это полностью их ответственность. Но это слишком большой объем сетей, который они не тянут финансово.

Тех денег, которые им выделяют, едва хватает на зарплаты, оплаты платежей и коммунальных услуг.

На серьезный ремонт или реконструкцию зданий у них не хватает финансов», – полагает Абанкина.

Часть экспертов сходятся во мнении, что сколько б ни вкладывалось денег, избавиться от ветхих и аварийных школ в России невозможно. Причина – большое количество ветхих и аварийных зданий. Абанкина считает, что в рамках целенаправленной госпрограммы произошли сдвиги, «проблемных» школ становится меньше.

«Деньги, конечно, вкладываются недостаточные, но часто это связано и с самой местностью.

Например, в Иркутской области активно взялись за обеспечение всех школ канализацией. Все даже сделали, но локальные сети не справились, не потянули нагрузки.

В тех местах у многих зданий нет канализации. Соответственно уйти от устаревания школ не удалось. Поэтому надо четко понимать, что в конкретной школе можно или нельзя осовременить. То же самое с оснащением учреждений интернетом, новыми лабораториями и так далее. Часто современное оборудование требует серьезной перестройки зданий. В нашей стране низкий темп обновления действующих школ и строительства новых. За счет частных средств также вводится мало учебных учреждений», – отмечает директор.

Вместе с тем эксперт полагает, что вкладывать все дефицитные средства в обновление старых зданий не стоит. Необходимо не забывать делать серьезные вложения в человеческий капитал и инфраструктуру.

«В странах Азии много современных школ, но много и таких, где дети учатся и развиваются просто под открытым небом. Тут главное – найти баланс. Понять, как можно использовать возможности школы для наилучшего развития ребенка. Тогда будет эффект.

Не надо сидеть в запертой коробке. Для обучения стоит применять также внешкольные пространства: театры, музеи, библиотеки, технопарки и тому подобное.

Детям должны быть доступны все возможности города или села. В нашей действительности нужно грамотно распределять ресурсы, но, безусловно, аварийные и ветхие школы необходимо свести к нулю. Возводить же новые учебные здания стоит только по грамотным, продуманным архитектурным и дизайнерским решениям», – заключила Абанкина.

Народный контроль

Последние несколько лет активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) проблему ветхих и аварийных школ пытаются решить выездными проверками.

Специалисты уже оценили состояние более 500 учреждений в 85 субъектах РФ. В 50% случаев были выявлены серьезные нарушения и плохие условия обучения детей.

После рейда школы ОНФ направляет все необходимые обращения и жалобы в нужные ведомства, следит за решением проблемы в каждом конкретном случае. Общественники уже добились устранения выявленных недостатков во многих образовательных учреждениях. Выездные мониторинги зданий продолжаются и по сей день.

Каждый желающий может оставить на сайте общественников информацию о школе, где требуется срочное устранение всех нарушений.

Самые аварийные здания, на которые не обратили внимание власти, ОНФ включает в «Народный реестр опасных школ». Пока в нем три учреждения. Они находятся в Республике Карелия, в Саратовской области и Ярославле .

На момент написания статьи получить комментарии от ОНФ не удалось. Организация сослалась на длительную командировку специалиста по проекту.

Родительская помощь

Проблему нехватки финансирования и частичной модернизации школ отчасти решают за счет бюджета родителей. Многие из них готовы добровольно вкладывать средства на разные нужды образовательных учреждений. Система родительского софинансирования школьных вопросов не всегда прозрачна.

По словам исполнительного директора Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Ларисы Санатовской, законодательно любые поборы с родителей запрещены.

«Но здесь ситуация неоднозначная. При каждом образовательном учреждении должны быть созданы управляющие советы, в которые входят и родители учащихся. Согласно уставу и положению школы, этот совет имеет право принимать участие и определять те или иные решения в вопросах учебной нагрузки, административно-хозяйственных задачах, на которые могут потребоваться средства. Но если ставить вопрос жестко, то родительские поборы неправомерны», – сообщает Лариса Санатовская.

Законно в школе могут собирать деньги с родителей только на курсы, дополнительные занятия, репетиторство, секции, кружки: все, что не входит в программу госстандартов.

Питание, внешкольные мероприятия, учебно-методические материалы на дополнительные уроки тоже за счет семейного бюджета. На ремонт, закупку оборудования и мебели, благоустройство территории родители могут сдавать деньги только на добровольной основе.

Отметим, что три года назад президент России Владимир Путин заявил, что в стране не должно остаться ветхих школ. Средства для этого выделяются. Дети должны учиться в комфортных условиях и иметь равные возможности для старта.



Новости





























































Поделиться