В пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» состоялась пресс-конференция на тему: «Регуляторная гильотина: Что ждёт российское образование в 2020 году?»
В ней приняли участие зампред комитета Госдумы РФ по образованию и науке, член центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Любовь Духанина и омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.
В этом году в наш лексикон прочно вошел новый термин – «регуляторная гильотина». Это административная реформа, цель которой – серьезно пересмотреть правовую базу контрольно-надзорной деятельности, обновить ее и сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям, остальные – «сдать в архив».
В то же время большинство работодателей говорят об отставании профессиональных образовательных программ от потребностей рынка труда и о неготовности выпускников вузов и колледжей приступить к полноценной трудовой деятельности сразу по окончании учебы.
Более 25% работодателей вынуждены вкладывать средства в обучение молодых специалистов, в том числе в создание корпоративных университетов.
Казалось бы, выход из положения – в сотрудничестве вузов со сферой производства и бизнеса, в написании совместных программ, но и здесь не обходится без препятствий.
«Ректоры готовы были бы создавать совместные лаборатории, бизнес-инкубаторы и включать проектную деятельность в учебный процесс, но они боятся это делать, потому что это будет за рамками Стандарта», – пояснил омбудсмен в сфере образования.
Аналогичная ситуация складывается в школе.
«Когда учитель загнан в угол постоянными отчетами, он перекладывает свою работу на плечи родителей и репетиторов через домашние задания, объем которых каждые пять лет увеличивается на 5–7%», – считает Амет Володарский.
Мотивация выполнения домашних заданий – страх. Страх быть отчисленным из школы или получить низкие баллы за ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому родители вынуждены нанимать репетиторов даже для учащихся начальной школы.
Однако, как отметила Любовь Духанина, на высокие баллы сегодня нацелены не только ученики, но и школы.
«Мы часто умалчиваем о том, что часть школ, которые имеют высокие показатели, занимается отбором детей, – констатировала она. – А есть школы, работающие в сложном социальном контексте, с детьми мигрантов, для которых русский язык неродной и которые нуждаются в дополнительных занятиях по этому предмету. Нам важно поддерживать такие школы».
По ее мнению, возрастающий объем отчетности негативно сказывается на качестве образования, поскольку педагогам не хватает времени на подготовку к урокам и на общение с детьми.
Данные опросов Общероссийского народного фронта неутешительны: 33% учащихся жалуются на недостаток глубоких знаний по предметам, 24% – на отсутствие уважительного и объективного отношения со стороны учителей, 59% – на нехватку времени для досуга и хобби.
«Сегодня от школ требуют колоссальное количество справок и отчетов. Нам, законодателям и экспертам в области образования, нужно найти какую-то простую формулу, чтобы облегчить эту ситуацию для системы образования», – отметила Любовь Духанина.
Однако проблема, по ее мнению, заключается в том, что, с одной стороны, есть закон о правах потребителя, обязывающий школы информировать родителей о ситуации в учебном процессе, о безопасности детей, с другой стороны – «надо пресечь желание должностных лиц получать сведения, которые на жизнь школы никак не влияют» (например, о количестве мальчиков и девочек, участвующих в том или ином мероприятии).
Выход она видит в цифровых технологиях, которые уже сегодня облегчают жизнь учителя.
Родители освоили электронные журналы и дневники, что в целом способствует сближению семьи и школы.
Но надо двигаться дальше.
По прогнозам Любови Духаниной, цифровое портфолио может вытеснить из системы образования ЕГЭ.
«Цифровое портфолио даст материал как для построения индивидуальной образовательной траектории ребенка, так и для работодателя. Ведь человек учится для себя, а не для показателей», – отметила она.
Амет Володарский считает, что будущее – за резким сокращением контрольно-надзорных функций и предоставлением большей академической свободы вузам и школам. Он предложил переквалифицировать Рособрнадзор в Рособрконсалтинг, оказывающий вузам методическую поддержку. Кроме того, вузам необходимо разрешить разрабатывать свои стандарты. Пока такое право имеют только 40 храмов науки, что мешает созданию конкурентной среды.
«Если мы вместе с обществом докажем, что в образовании, помимо контроля и надзора, должны быть консалтинг и методическая помощь, и контрольно-надзорные функции должны быть связаны только со здоровьем и жизнью ребенка и сотрудников, тогда мы дадим образовательным организациям возможность творчества и создания своих стандартов», – убежден Амет Володарский.
Он также выразил уверенность в том, что в 2020 году будут выстроены приоритеты в системе образования.
«У нас сложилось образовательное профессиональное сообщество, которое способно регулировать все процессы, начиная с создания стандартов и заканчивая контролем качества образования», – подчеркнул омбудсмен.