Учителя // Колонка

Почему у педагогов нет мотивации повышать квалификацию и как система аттестации может стать инструментом развития


Почему у педагогов нет мотивации повышать квалификацию и как система аттестации может стать инструментом развития
Фото: new.beliro.ru

Новая модель аттестации учителя сегодня находится в стадии формирования. При этом отдельные ее элементы, например оценочные материалы, уже проходят апробацию в различных регионах страны. Обсуждение новых аттестационных механизмов регулярно проходит с участием экспертов и педагогического сообщества. В центре внимания эти вопросы были и на Всероссийском совещании руководителей сферы образования, и на традиционных августовских встречах. А в конце октября широкое общественно-профессиональное обсуждение направлений развития системы независимой оценки квалификаций в образовании было проведено российским обществом «Знание».

Логика развития всей трудовой сферы показывает, что основным инструментом определения квалификации и ресурсом для профессионального роста работника становится процедура независимой оценки. Принципы независимой оценки – добровольность, открытость, компетентность, доступность – определенно лягут и в основу модели аттестации педагогов. При этом важно понимать, что, говоря об оценке квалификации, мы имеем в виду не «оценку ради оценки», а инструмент, позволяющий педагогу реально повышать свой уровень, профессионально развиваться.

Одной из задач новой системы аттестации учителя будет установление связи между уровнем его квалификации и оплатой труда.

Формально она есть и сегодня. Но очевидно, что объем усилий, который нужно затратить педагогу, чтобы повысить свою квалификационную категорию, значительно превышает объем получаемого за это материального бонуса. В некоторых регионах разница в уровне зарплаты педагогов разных категорий крайне незначительна. Например, получение первой категории дает прибавку к зарплате в 300 рублей, а высшей – в 700. Не случайно мотивация к повышению квалификации в этой ситуации практически отсутствует. При разработке новой системы аттестации мы уделяем значительное внимание этому аспекту. Необходимо, чтобы мотивация расти профессионально подкреплялась существенным материальным вознаграждением. В то же время стоит признать, что наше образование сегодня остается хронически недофинансированным. А объемы средств, которые необходимы для достижения целевых ориентиров в области обеспечения зарплат педагогов, требуются значительные. По оценкам экспертов РУДН, только для доведения базовых окладов учителей до уровня МРОТ необходимо привлекать ежегодно 61,6 млрд рублей.

Нам важно совместными усилиями создать такую систему, которая бы не проявляла недоверие к учителю, а стала бы инструментом его развития.

Многое здесь зависит и от рамочных документов. На последнем общественном обсуждении независимой оценки участники предложили придать профессиональному стандарту педагога уровневый характер. Есть запрос со стороны экспертного и педагогического сообщества на внесение в характеристику обобщенных трудовых функций профстандарта действий, направленных на самообразование и развитие учителя.

Чего ждать в ближайшее время?

До нового года в 11 регионах – Московской, Воронежской, Тульской, Новгородской, Вологодской, Астраханской, Тюменской, Нижегородской областях, в Адыгее и Кабардино-Балкарии – заработают центры оценки квалификации педагогов. Это станет первым пунктом выстраивания новой системы аттестации педагогов, которая будет работать на обеспечение их профессионального роста.



Новости





























































Поделиться