Пост#1 // Колонка

Почему рейтинг регионов качества школьного образования никакой не рейтинг, а «сводный показатель Рособрнадзора»

На прошлой неделе Рособрнадзор опубликовал рейтинг регионов по качеству школьного образования. Хочу поделиться своими мыслями.

Почему рейтинг регионов качества школьного образования никакой не рейтинг, а «сводный показатель Рособрнадзора»
Фото: kursovaya.sokolbank.ru

Мне кажется, воспринимать этот «рейтинг» как рейтинг качества образования неправильно. Это некоторый сводный балл, который на сайте рейтинга так и называется – «сводный показатель Рособрнадзора».

Ряд показателей, которые учитываются при его расчете, не имеют отношения к качеству образования: эффективность организационно-технического обеспечения проведения ЕГЭ, качество анализа его итогов, объективность оценочных процедур.

Точность оценки по некоторым критериям неочевидна.

Например, функциональная грамотность. О том, что в России будет создана система национальных заданий для ее формирования у школьников, Минпросвещения объявило в конце 2019 года. Тогда же в 24 регионах был запущен мониторинг формирования функциональной грамотности. А при составлении «рейтинга» использовались результаты оценочных процедур как раз за 2019 год. Достаточно ли данных по функциональной грамотности было получено, чтобы оценить каждый регион страны?

Некоторые опасения вызывает показатель «Доступность лабораторного оборудования». Его рассчитывают исходя из количества старшеклассников, сдающих выпускные экзамены, предполагающие использование такого оборудования. Логика такова: если ребенок в школе не работал с оборудованием, он не выберет такой экзамен. Регулярность оценки по этому параметру может привести к тому, что школа будет всеми способами ориентировать детей на выбор определенных предметов.

С точки зрения целей «рейтинга» – открытости системы образования для общества – было бы целесообразно использовать параметры, важные для родителей и учеников.

Это обучение во вторую и третью смены; доля детей, тратящих на дорогу в школу больше максимально допустимого времени; количество неблагоустроенных школ; число детей, не обучающихся из-за плохого материального положения или здоровья; обеспеченность медицинской и психологической помощью в школе; бюджет на одного школьника.

Подобный рейтинг, кстати, уже в 2020 году составлялся – аппаратом Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ Анны Кузнецовой. Главное, чтобы по итогам оценки происходили реальные изменения к лучшему.



Новости





























































Поделиться