Учителя // Статья

Учительская зарплата по новым правилам


Учительская зарплата по новым правилам
Иллюстрация: paroledimanagement.it

С 1 сентября 2022 года шесть пилотных территорий РФ при поддержке правительства переходят на новую систему оплаты труда учителей.

Ключевыми предложениями нового подхода станут:

  • повышение размера ставки, что поможет привлечь молодых специалистов (сейчас у 76% учителей оклад ниже МРОТ).
  • обоснованная дифференциация по уровням квалификации.
  • единый перечень стимулирующих выплат.

О подробностях новой системы оплаты рассказывает председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта Общероссийского народного фронта «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук Любовь Духанина.

Увеличение оклада за ставку

Увеличение оклада за ставку – шаг, которого давно ждут учителя.

Эксперты Общероссийского народного фронта системно работают над этим вопросом: в 2014 году с этой проблемой мы обращались к лидеру ОНФ, президенту России Владимиру Путину. В 2019 году о необходимости доведения минимального базового оклада за ставку хотя бы до МРОТ говорили в ходе Больших парламентских слушаний в Госдуме в 2019 году. Тогда в Республике Калмыкия установленный оклад составлял 7480 рублей, в Пензенской области – 7644 рубля, в Ивановской области – 5065 рублей, в Республике Тыва – 5600 рублей, в Самарской области – от 6595 до 8785 рублей в зависимости от квалификационной категории. В Алтайском крае оклад учителя составлял всего 13% от средней зарплаты.

При этом рекомендации правительства и неоднократно озвученные рекомендации Министерства образования и науки, а затем и Министерства просвещения предписывали, чтобы оклад составлял не менее 70%. В противном случае остаются широкие возможности для манипулирования фондом оплаты труда.

Четкая система стимулирующих выплат

В ходе мониторингов, проводимых ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования», учителя неоднократно отмечали, что реальная зарплата повышается крайне редко. Чаще всего вводится новая доплата и упраздняется старая или увеличивается оклад при сокращении стимулирующей части. Поэтому помимо увеличения оклада необходимо также выстраивать четкую систему стимулирующих выплат.

По результатам нашего последнего мониторинга, проведенного в 2021 году с участием более 2 тысяч учителей, только 25% заявили, что в их школе действует прозрачная система начисления стимулирующих. Ещё 24% получают эти выплаты, но методика расчета им не всегда понятна.

О том, что премии, как правило, платят к праздникам или к концу года, сообщили 12% педагогов. Ещё 33% учителей стимулирующие выплаты не получают: 22% – поскольку в школе объявили, что на это нет средств; по словам 8% опрошенных, их получают только «приближенные к директору»; еще 4% ответили, что их получают не все учителя в школе. Установление единого перечня доплат и выплат стимулирующего характера было бы шагом вперёд для системы образования, особенно при условии привлечения дополнительных бюджетных средств.

Формирование заработной платы на основе уровня профессионализма

Примеры формирования заработной платы на основе уровня профессионализма уже есть в регионах России. Так, в Ульяновской области учителям, которым присвоены категории педагога-наставника, педагога-методиста и педагога-исследователя, полагаются ежемесячные денежные выплаты в размере 12 300, 6150 и 9994 рубля соответственно. Категории присваиваются по итогам конкурсного отбора, в 2021 году победителями стали 89 человек. Есть практики, в которых ряд оснований для начисления заработной платы учителя зависит от результатов детей. При этом условия часто неравные. Один педагог может работать с мотивированными, одаренными детьми, а другой – с социально неблагополучными. Очевидно, что при одинаковом уровне компетентности и усилий педагогов результаты детей будут разными.

Поэтому многие эксперты, как и Федерация независимых профсоюзов России, выступают за привязку уровня зарплаты к результатам независимой оценки квалификаций (НОК). Порядок ее проведения прописан в отдельном федеральном законе.

Она проводится не работодателем и не внутри самого учреждения, а в специализированном центре оценки квалификаций в формате экзамена. Правила проведения экзамена утверждены постановлением правительства. Согласно нашим опросам, 23% педагогов готовы прямо сейчас обратиться к этому инструменту, чтобы получить результаты для собственного анализа, 44% готовы пройти НОК вместо аттестации. Если заработная плата будет рассчитываться исходя из подтверждённого профессионального уровня, от этого выиграет большинство учителей.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube