Высшая школа экономики – не просто вуз, это настоящая образовательная агломерация. Будущих студентов (и даже педагогов) начинают готовить с 9-го класса «Футуритета» Лицея. От бакалавриата до докторнатуры, с курсами повышения квалификации, Вышка делает учебный процесс фактически бесконечным.
Однако так ли просто даются людям эти «переходы» в образовательной системе? Как чувствуют себя лицеисты, которые стали студентами Вышки? Об этом – в специальном материале «Детей Вышки».
Денис Тетюшкин, студент 1-го курса НИУ ВШЭ, программа «Городское планирование»:
– Вышка похожа по ощущениям на Лицей. Преподаватели так же неоднородны: кто-то заинтересованно подает материал, устраивает интерактивы, смешно шутит, вставляет мемы в презентации; кто-то еще советской закалки; а кто-то не кажется подходящим человеком для своей должности. При этом, как и в Лицее, здесь много неформальных связей: разговоров не по теме с преподавателем, условных договоренностей, скачков в сторону от плана программы.
К сожалению, и в Лицее, и в Вышке возникают объективные сложности при общении с другими образовательными программами (только в Вышке других больше): мы все в разных зданиях, пересекаемся только на каких-то мероприятиях/в организациях/местах, куда ведут все дороги.
Лицеистам проще: знакомых раскидало по факультетам, можно в процессе общения со старыми друзьями налаживать контакт и с остальными.
В Вышке практически нет контроля. Самостоятельность, полученная в Лицее, помогает избежать издержек принятия новых ценностей. К тому же помогает опыт взаимодействия с таким явлением, как организация «Уровень» Вышки.
Несмотря на все это, большой разницы между лицеистами и «нормальными» людьми нет, кроме социального капитала и несколько больших познаний в базовых предметах 1-го курса. Люди быстро адаптируются к происходящему в ВШЭ.
Юлия Кузюкова, студентка 1-го курса НИУ ВШЭ, программа «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»:
– Два года своей жизни я отдала Лицею ВШЭ. Бесспорно, это было потрясающее время, поэтому я решила продолжить обучение в Большой Вышке, ведь мы «Вышка_family». Тем не менее, некоторые моменты меня огорчили.
Например, неимоверно расстроило отсутствие часового обеда и веселых преподавателей в ВШЭ. Тогда как в Лицее практический каждый преподаватель отдается на максимум, выкладывает все скопившиеся шутки и проводит увлекательные интерактивы, преподаватели в университете в большинстве своем пассивны.
Однако в университете все более четко в организационном плане (своевременное донесение информации, проведение мероприятий, сотрудничество с учебным офисом). Мои одногруппники еще в должной мере не проявили себя, да и в принципе подают мало надежд, в то время как в Лицее уже в августе у меня было огромное количество знакомых, многие из которых и сейчас очень мне дороги.
Хоть я из Лицея, разница в плане обучения между мной и обычными школьниками не ощутима (разве что с организационной стороны, факультетские дни дали о себе знать). У всех хороший уровень знаний и огромный бэкграунд. Одним словом, Высшая школа экономики в своем репертуаре. Лучшая, но в то же время оставляет негативный след.
Михаил Павловец, преподаватель словесности Лицея ВШЭ, доцент Школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ:
– Главных отличий Лицея Вышки от самой Вышки для меня – два. Первое – что Лицей дает среднее образование, а Вышка – высшее. А второе отличие – в тех, кто в них учится.
В Лицее учатся лицеисты, и когда я их спрашивал на занятии по антиутопии Замятина «Мы», какую главную насущную потребность прежде прочих удовлетворяет утопическое «Единое государство», они мне говорили – потребность в Любви. Студенты Вышки же на тот же самый вопрос отвечают – потребность в Еде и в Сне.
Можно констатировать серьезную смену приоритетов. С учебой и те и другие справляются примерно одинаково – как и она справляется с ними: лицеисты без сил валятся в Лицейском клубе, студенты и в коридорчике могут подремать.
Мне нравится преподавать и тем и другим: я имею дело с отобранными ребятами, с ними легко – разве что лицеисты еще только привыкают к тому, что студенты воспринимают как норму – например, высокую степень самостоятельности в том, как организована твоя учеба, или уважительное к ним отношение. Мне это нравится. Естественно, то, что лицеистам иногда приходится разжевывать, то студентам достаточно положить в рот – и вовремя отдернуть пальцы. Впрочем, по моим наблюдениям, в последние год-два и эта разница стирается, что тоже мне очень нравится.
Что же касается взаимоотношений между Лицеем и Вышкой и вопросом, чем бы они могли обменяться – я хочу, чтобы они в большей степени стали сообщающимися сосудами. Сегодня только слышал беседу своих лицеистов о том, в каких корпусах Вышки они уже побывали, а в каких еще нет. При этом ко мне на занятие пришло несколько ребят из класса, в котором ведет приболевшая моя недавняя студентка. Собственно, и я, будучи вузовским преподавателем по преимуществу, не случайно работаю в Лицее – и мне хотелось бы, чтобы таких, как я, было побольше. Кроме того, у меня стало доброй традицией, что мои студенты приходят со своими проектами в Лицей, вовлекая в них лицеистов – и я был бы рад, если бы подобный процесс стал бы рутиной.
Сергей Матвеев, преподаватель истории Лицея ВШЭ, доцент Школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ:
– В Лицее ты учитель, и твоя главная задача – не навредить, не привить ненависть или отвращение к своему предмету (сколько выпускников школ ассоциируют историю с набором дат и фактов и считают ее выхолощенной сухой дисциплиной? Я постоянно встречаюсь с подобным предубеждением на первых курсах разных факультетов Вышки), и лишь затем – непосредственное вовлечение в курс. В университете нет времени и необходимости в подобной раскачке, отношения со студентами более прагматичные и формальные, даже первокурсники по большей части уже не нуждаются в педагогическом сопровождении. Если резюмировать, то речь идет о возрастных особенностях: в Лицее ты работаешь с детьми, а в университете – со взрослыми.
Выпускник Лицея лучше знает ВШЭ: он вовлечен в ее жизнь, начиная с Дня Вышки в Парке Горького и заканчивая системой модулей и оценкой преподавания.
Для меня работа в Лицее ВШЭ и в самом университете – это разные работы, в каждой из которых есть свои преимущества. В Лицее мне нравится быть наставником, оттачивать педагогические приемы и методики преподавания истории разным возрастам и на разных направлениях. В университете я работаю со студентами как учёный, не делая скидок на возраст. Отличается и манера подачи материала: со школьниками ты не можешь позволить себе читать лекцию и вообще не можешь позволить фронтальное взаимодействие, иначе ученики займутся своими делами и будут правы.
Из Лицея в Вышку я бы привнес более строгое соблюдение времени занятий и перемен.
Виктория Тимошева