Психология // Колонка

Почему не надо учить наизусть


Почему не надо учить наизусть
Фото: yandex.net

Начну с того, что задания типа «прочитай то-то» или «выучи это», мягко говоря, не имеют ничего общего с образованием, потому что образование начинается в тот момент, когда ученик понимает, зачем он выполняет некоторое учебное действие. Причем это самое «зачем» не обязательно объясняется сугубо практическими, утилитарными причинами.

Часто человек готов делать много бессмысленного в практическом смысле, но довольно важного для него лично – интересного.

Ребенок может упорно и с должным вниманием заниматься чем-то, что вызывает недоумение у взрослого: читать о динозаврах, легко запоминая их названия, искать другую «бесполезную» информацию, настойчиво тренироваться в обращении со скейтом.

Поэтому задание «выучить наизусть» или «прочитай» без объяснения, зачем это нужно сделать – антипедагогичное. (В скобках отмечу, что мотив «получить за это оценку» или «сдать экзамен», строго говоря, мотивом не является, потому что вряд ли влияет на развитие, а образовательный результат получается примерно такой: сдал, получил и забыл; сдал, получил и запомнил, что это «проездной билет»; но самое неприятное, когда не сдал, не получил, поэтому считаешь, что образование не для тебя.)

В жизни мы читаем для чего-то – ищем информацию (прочитай, чтобы найти ответ на вопрос), ищем удовольствия (найди то, что нравится), занимаем время ожидания (возможно, тут пригодятся строчки выученных наизусть стихотворений, но детектив или авантюрный роман почитать лучше).

Мы запоминаем то, что очень нравится или производит сильное впечатление, откликается нашему состоянию или... часто используется.

Для запоминания информации у каждого из нас постепенно складывается определенная стратегия, причем она строится не на том, что мы ищем варианты, как быстрее или надежнее вызубрить, нет. Мы вырабатываем стратегию и тактику работы с нужной информацией (карточки, записи, заметки, закладки, ассоциативные связи и т.п.). И вот эти стратегические и тактические решения – это то, что реально имеет отношение к образованию (и к успешной сдаче экзамена, кстати). Современные исследования показывают, что на качество запоминания влияет интерес к тексту и осознанность. Методики математического образования, основанные на памяти, неэффективны для прохождения испытаний в формате PISA и т.п.

Если глубже исследовать поднятую тему, то можно обнаружить, что и само задание выучить наизусть у разных учителей звучит очень по-разному. Да и отношение к этому заданию у разных учеников разное.

Сравните «выучить наизусть» с вариантом: «найдите несколько стихотворений, в которых присутствует образ птицы, выберите понравившееся, выучите его целиком или несколько полюбившихся строк».

Первое действие – найти стихотворение – работает на то, чтобы научить ориентироваться в литературе (это очень непросто: найти то, чего еще не видел никогда), научить пользоваться поисковыми ресурсами, стимулировать общение по поводу литературы не только с мамой или бабушкой, но и библиотекарем, другими педагогами.

Второе – выбери понравившееся – ориентировано на формулирование личных предпочтений, интересов, вкуса (испытание для учителя – уважительно отнестись и грамотно отработать с любым выбором, найти силы на безоценочное суждение о нем).

Третье – выучи полностью и отдельные строки (прочти выразительно) – работа в поле разных возможностей и способностей учеников, совместный поиск стратегии развития разных мнемонических техник без ущерба для художественного исполнения. Такое задание, связанное с запоминанием стихотворения, ориентировано на субъекта чтения, основано на представлении о том, что чтение любой литературы ведет к личностному росту, если связано с удовольствием, интересом, возможностью быть самостоятельным, активным, свободным.

Люди лучше делают то, что им нравится. Есть даже те, кому удается либо только так и делать, либо уметь любое дело полюбить.

Если выученное стихотворение делает счастливым, то пусть учит. Если нет, то совершенно точно надо искать другой способ присвоения этих знаний.

Есть, кстати, такие, кого легко и навсегда запоминающиеся стихи делают несчастными, так как они навязчиво лезут из памяти, как надоевший мотив.

Несколько ссылок на интересные исследования:

О разнице между заучиванием наизусть (Learning be heart) и зубрежкой (learning by rote)

Кембриджский междисциплинарный исследовательский проект: изучают образовательную и социальную значимость заучивания стихов наизусть; исследовали, какую роль запоминание стихотворений наизусть играет для их лучшего понимания и как в дальнейшем помогает людям в осмыслении своего жизненного опыта.

Статья в «Гардиан»; заучивание стихов наизусть – это хорошо, развивает мозг, причем заучивание наизусть, даже если оно необязательно в школе и многие учителя против, может быть частью семейной культуры.

Статья о пользе осмысленного заучивания наизусть для младших школьников.

Статья на сайте OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) о том, что запоминание как стратегия изучения математики привело к высоким результатам при ответе только на простые вопросы в тесте PISA, а для высоких показателей при выполнении сложных заданий стратегии запоминания школьникам оказалось недостаточно.

Статья о том, что заучивание наизусть полезно для мозга.

Кусочек видеолекции о том, что заучивание наизусть – это глупо и бессмысленно.



Новости





























































Поделиться