24 октября Министерство просвещения совместно с национальным ресурсным центром наставничества «Ментори» провели семинар по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования.
На семинаре собрались представители профильных общественных объединений, в том числе представители Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Общероссийской общественной организация малого и среднего бизнеса «Опора», Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей», представители работодателей, специалисты-практики, руководители и педагогические работники образовательных организаций.
Ирина Пронькина, директор национального ресурсного центра «Ментори»:
– Согласно нацпроекту «Образование», к 2024 году не менее 70% обучающихся должны быть вовлечены в различные формы наставничества.
Сегодня очень много разночтений в методологии наставничества. Для каждого из нас наставник свой; это тот, кто протянул руку в сложной ситуации, или научный руководитель, или тот, кто перевернул ваш мир в определённый момент. Наставничество – это живая история, это не директивный инструмент, это та химия, которая должна случиться между наставником и наставляемым.
На различных мероприятиях говорят, что важен успех выпускника, но почему-то никто не говорит о личном счастье.
Наставничество для нас – это универсальная технология передачи опыта и знаний, формирование компетенций и навыков через взаимообогащающее общение наставляемого и наставника...
Система наставничества не должна быть обременена излишней отчетностью, только в этом случае она сможет ответить на глобальные вызовы.
Виктор Голованов, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования:
– Если мы возьмем все 10 проектов нацпроекта, действительно многие из них нельзя реализовать без наставничества.
Нужно закладывать в выпускника такой алгоритм действий, что он будет менять профессию 5–7 раз за свою жизнь. В век цифровизации учитель не всегда конкурентоспособен, значит должен появиться другой человек, который будет общаться и работать с наставляемыми.
У современного учителя не всегда хватает времени на интеграцию наставничества.
Наставник – это человек, который формирует свободного человека, идя от интереса ребёнка. Закладывается стратегия новой современной педагогики, где в центре находится ребенок с его интересами и потребностями.
Лев Ляшко, председатель Малой академии наук «Интеллект будущего»:
– Дополнительное образование – это то поле, где расцветает наставничество. Дополнительное образование ребёнок выбирает по интересу. Выбирает профиль, педагога, время. А педагоги являются специалистами в своей области. Поэтому потенциал дополнительного образования очень велик.