Качество образования // Тема дня

«Мышление, знай свое место!»


«Мышление, знай свое место!»
Фото: miro.medium.com

1819 октября в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) проходила конференция «Современная дидактика», которая уже второй год создает пространство для вдумчивого обсуждения проблем содержания образования и развития мышления. Вторая конференция приурочена к 55-летию выхода статьи советского философа Эвальда Ильенкова «Школа должна учить мыслить». В ее организации приняли участие МГПУ, Институт образования НИУ ВШЭ, МГППУ, Рыбаков Фонд и Ассоциация исследователей образования.

Первый коллоквиум в рамках конференции был посвящен теме

«Школа и мышление: постановка вопроса на уровне образовательной политики».
Перед участниками дискуссии была поставлена задача проследить, как трансформировалась дидактика сквозь призму институциональных изменений с 60-х годов прошлого столетия до нашего времени.

Тон дискуссии задал доктор философских наук, профессор НИУ МАИ Геннадий Лобастов. Главная мысль его выступления заключалась в том, что школьные реалии далеки от постулатов Ильенкова.

По его мнению, школа, «обставленная заборами якобы умных методик», не воспитывает мышление и не создает условий для реализации личности.

Ему возразил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.

Он рассказал о том, что потенциал, заложенный великими учеными – Ушинским, Выготским, Шацким, Блонским, Макаренко – сработал в эпоху оттепели, когда появились теории развивающего обучения Занкова и Эльконина-Давыдова, коммунарские методики и позже, в конце 1980-х годов, когда был опубликован «Манифест педагогики сотрудничества».

Вообще, по мнению Александра Адамского, конец 80-х – начало 90-х годов XX века – это период расцвета образования, «потому что мотивация была высочайшая, педагогическое мышление было на пике, и в этих условиях дети развивались гораздо успешнее, чем по устоявшимся методикам».

В то же время, по его мнению, школа мышления не может быть массовой – это утопия.

«Потребности у разных социальных групп разные, и система образования должна отражать этот веер потребностей – от раздельного обучения (каким бы спорным оно не представлялась) до школы мышления», – подчеркнул Александр Адамский.

Однако, по его убеждению, развитие мышления – это важная, но не самая главная миссия школы. Приоритетная задача школы – сделать человека счастливым.

«Если школа эту задачу не выполняет, тогда к черту мышление!» – заявил Александр Адамский.

Поворотным пунктом в развитии современного образования ректор МГПУ Игорь Реморенко считает переход от ЗУНовского подхода (знания, умения, навыки) к компетентностному, получившему свое распространение еще в начале 2000-х и ставшему основой международного исследования PISA.

Ключевое отличие компетентностного подхода – это способность применять полученные знания на практике.

Эта инновация заставила кардинально пересмотреть учебные планы в школах Финляндии, Канады, Великобритании, где постарались уйти от жесткого предметоцентризма в сторону интеграции разных дисциплин, исследовательской и проектной деятельности. Не осталась в стороне и Россия, где разработали школьные стандарты второго поколения, включающие не только предметные, но метапредметные и личностные результаты освоения знаний с использованием деятельностного подхода.

В первом нацпроекте «Образование», стартовавшем в 2005 году, компетентностный подход нашел свое отражение в критериях поддержки учителей (их поощряли в том числе за исследовательскую и проектную деятельность), школы стимулировали за организацию профильного обучения и воспитание компетенций, которые сегодня называют «мягкими навыками» (толерантность, умение учиться, способность работать в команде).

Правда, и Александр Адамский, и Игорь Реморенко констатировали, что нынешний этап развития образования знаменует собой откат назад, к регламентации и бюрократизации, но после этого, по их прогнозам, все равно неизбежно наступит возврат к авторской школе, авторским методикам, к индивидуализации образования.

Об этом свидетельствуют и лучшие мировые практики, о которых рассказал руководитель управления стратегического развития МГПУ Кирилл Баранников.

Главным трендом современного образования, по его мнению, является постепенная дешколизация, когда школа перестает быть основным и единственным местом получения знаний.

Например, в США резко выросло количество детей, выбравших семейное образование – с 13 тысяч в 1970 году до полутора миллионов в настоящее время.

По мнению Кирилла Баранникова, это означает, что семьи находят образовательные ресурсы вне школы, соответственно меняются дидактические принципы и приемы.

Проектная деятельность и многочисленные онлайн-сервисы расширяют возможности и способы получения знаний в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся.

Например, Think Global School не имеет своего кампуса, и три последних года ее ученики получают образование в разных странах – в музеях, парках, лабораториях, а результатом становится создание проектов на темы, связанные не только с теорией, но и с решением реальных жизненных проблем.

По словам Кирилла Баранникова, благодаря новым технологиям и методикам обучения мышление развивается как конструктор разных образовательных маршрутов, которые не обязательно связаны с традиционной школой, а выходят далеко за ее рамки.

И тут возникает вопрос, как управлять такой разнообразной системой, в которой нет календарного планирования, где учитываются интересы, возможности и способности каждого ребенка?

По мнению Александра Адамского, нельзя связывать инновационное движение с архаичными институтами и ведомствами. Нужно отстраивать автономию – и содержательную, и организационную – на базе школ и профессиональных сообществ, развивать академические свободы, что особенно актуально для университетов.

Необходимо создавать новые нормы – более гибкие и рамочные, которые адекватны новым потребностям в образовании.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube