Качество образования // Новость

Образовательные стратегии: Через тернии к звездам

15 мая на семинаре Института образования ВШЭ Александр Поддьяков, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики, выступил с докладом «Создание трудностей другим в образовательных пространствах: от заботливых хищников до операции „Троянский конь“ и обучения космонавтов».

Образовательные стратегии: Через тернии к звездам
Фото: allwynsanger.com

По его мнению, соперник или преступник, объект манипуляции или подопечный, жертва или клиент – все нуждаются в создании трудностей в игровой форме.

Как считает Александр Поддьяков, «когда один человек создает трудности другому, он может руководствоваться очень разными типами отношений».

Трудности во благо

Стоит начать с этапов исторического развития трудностей, которых существует три типа:

  • деструктивные – создаются с целью нанесения ущерба тому, для кого они созданы;
  • конструктивные – направленные на развитие того, для кого они созданы и
  • исследовательские (или диагностирующие) – позволяют узнать как тот или иной субъект, группа или вид будут справляться с трудностями и решать поставленные задачи.

Вначале трудности были лишь первого типа, деструктивные, что понятно – существа боролись за жизнь и были вынуждены конкурировать друг с другом.

Диагностирующие трудности возникли в ходе эволюции у пауков, птиц и млекопитающих. Это – пробные атаки. Так, например, кошка может присматриваться к змее и пробовать дотронуться до нее, не теряя возможности отменить атаку при неудаче или опасности.

Диагностирующие трудности мы можем заметить у хищников: они приносят детям живую добычу, давая им поиграть с нею. Это подготовка к взрослой жизни, возможность опробовать свои силы.

У людей, как существ более сложных, трудности даже второго типа могут использоваться во благо.

Так, врач может наблюдать за тем, как бегает по дорожке пациент. Когда человеку становится плохо, врач может понаблюдать за динамикой и сделать вывод о том, как и почему больному становится плохо, чтобы помочь.

Всем быть космонавтами

Образование – это разговор о конструктивных трудностях. Время диктует нам новые правила. Все чаще мы сталкиваемся с потребностью решать сложные нестандартные задачи сиюминутно. Именно поэтому возникает естественная потребность в подготовке и тренировке решений подобных проблем.

Раньше в подготовке подобного рода нуждались космонавты. Пилоты, у которых во время обучения самолет неожиданно делает крен в 90 градусов, знают, что программа намеренно создает им трудности, чтобы в процессе обучения подготовить будущего летчика к форс-мажорным обстоятельствам.

Подготовка космонавтов, летчиков направленности более отдаленной, происходит по методу «все пошло не так».

Их намеренно погружают в условия стресса, чтобы в случае неполадок в космосе любые трудности не стали для них неожиданностью. «Сейчас, похоже, все должны быть немного космонавтами» – замечает Александр Поддьяков.

Заходя в лифт, человек с такой подготовкой автоматически начинает думать о том, какая внезапная ситуация может произойти и как из нее выпутаться.

В профессиональной деятельности это уже не наработка навыков (хотя и это важно), но воспитание личностных черт, воспитание человека, способного решать нестандартные задачи.

Интерес к этой компетенции – готовности к столкновению с новизной – повлиял и на массовую культуру. За последние годы стали невероятно популярны квесты, где группу людей на час запирают в бункере или специальной комнате, из которой необходимо выбраться за отведенное время.

Троянское обучение

Отдельно стоит отметить такой феномен, как «троянское обучение», когда человека учат не совсем тому, что необходимо знать и (или) не так. Зачем?

Ложные подсказки, неверный инструктаж.

«Отравление» с помощью небольшого количества ложной информации. Для чего это необходимо?

Существуют различные факторы, способные сподвигнуть на троянское обучение.

В ходе эксперимента группе людей предлагаю выбрать – делиться ли с докладчиком на конференции разработками или же умолчать, если вы уже нашли ответ на вопрос, который докладчик найти пока что не смог.

Выбор предлагается сделать в четырех различных ситуациях: в ситуации медицинской конференции и при обсуждении ядерных технологий, а также учитывая фактор – происходит это между конкурирующими странами или конкурирующими фирмами.

В случае с ядерными технологиями, например, многие люди меняют свое первоначальное решение «не делиться информацией», потому как отмечают – ядерные технологии вещь не шуточная. Риск слишком велик и масштабен.

Цель организатора обучения может быть разной:

а) обучение и развитие подопечного и результат, получаемый учеником, очевиден и ожидаем;

б) цель – противодействие в развитии, и тогда организатор вновь получает ожидаемый результат (появляются «зоны подавленного развития» – области, в которых человек мог бы развиться, если бы не социальное противодействие);

в) развитие подопечного, но организатор получает в конце иные результаты («зоны подавленного развития в условиях помощи);

г) противодействие развитию, когда люди развиваются не благодаря, а вопреки.

Критерии оценки образования

Меру конструктивности и деструктивности образовательных стратегий можно оценивать как разницу между новизной и сложностью, которую субъект ставил перед собой до столкновения с трудностью и тем, с какими трудностями он может сталкиваться и разбираться после обучения.

Эмпирический же критерий для оценки динамики – количество человек, помогающих профессии, к количеству людей, мешающих профессии.

Кроме того, существуют метатрудности – трудности для создателей трудностей, когда необходимо помочь им или же помешать создавать трудности разработчикам. Метатрудности создаются создателями трудностей. Но это – отдельная тема для исследований и обсуждений.

И все же, что как таковые дают нам знания о трудностях в образовательном пространстве? Видение тенденций развития: растет число конструктивных и диагностриующих трудностей, не только специалисты, но и общество проявляют к ним интерес, усложняется «кухня» метатрудностей.

Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube