О руководстве школой
– Наталья, Вы – один из молодых и успешных московских директоров. Расскажите, пожалуйста, с чего началась Ваша педагогическая история и как Вы стали руководителем?
– Я поступила в педагогический университет на дефектологический факультет, и по первому образованию я учитель-логопед. С одной стороны, мой выбор был очевиден – я из педагогической династии. Бабушка и мама – педагоги, и мне всегда хотелось посвятить мою жизнь образованию и работать с детьми. Я работала в университете, потом пришла работать в школу и сразу попала в Совет молодых педагогов ВАО, в рамках работы которого приняла участие в конкурсе кадрового резерва Департамента образования города Москвы.
Я вышла в финал и получила сертификат Инновационного менеджера системы столичного образования.
После прошла аттестацию на должность руководителя образовательной организации, пошла учиться по целевому набору в магистратуру Финансового университета при правительстве РФ. Пройдя аттестацию, окончила курсы переподготовки в Московском центре развития кадрового потенциала образования, и в сентябре 2014 года была назначена на должность директора. Так что у меня два образования, и оба диплома – красные.
– В чем Вы видите задачу директора сегодня? И в чем задача школы как образовательной организации?
– Основная задача школы, как и всегда, – чтобы дети получили качественное образование. Школа должна наделить определенным багажом знаний, умений и навыков, в том числе – навыков XXI века: работа в команде, управление своим временем, развитие лидерских качеств. Чтобы дети были конкурентоспособными и могли поступить в ведущие вузы.
– А какими качествами должен обладать хороший директор?
– Целеустремленностью. Потому что если руководитель не умеет ставить задачи прежде всего перед собой и двигаться к их достижению, вряд ли он может повести за собой команду. А ещё директор должен уметь распределять свое время и грамотно общаться с детьми, родителями, педагогами.
И вот ещё важное качество – принимать решения. Быстрота реакции говорит о многом. Ведь если руководитель не умеет в стрессовой ситуации быстро принять правильное решение, случится беда!
– Как Вам кажется, все ли директора сегодня должны быть социально активными? Публикации на Facebook, походы с детьми, курсы – обязательно ли все это для того, чтобы быть хорошим руководителем школы?
– Директор в первую очередь человек. При этом он понимает, что что бы он ни делал, большая часть людей воспринимает его как представителя образовательной организации всей системы. Поэтому – да, это обязательное условие. Наши ребята и их родители смотрят на директора и видят активную жизненную, социальную позицию... Открыть свою страницу для всех – это почти подвиг.
Моя открытость помогает решать многие вопросы с родителями и ребятами. Не всегда маме и папе удобно дойти до кабинета директора (да и не всегда нужно). В социальных сетях задать вопрос намного быстрее и удобнее.
Кроме того, это возможность ученикам познакомиться с руководителем школы не только как с директором, но и как с личностью. Но надо быть честным.
О гаджетах и будущем
– Как Вы считаете, нужно ли контролировать то, как дети используют гаджеты в школе? Или это часть тотальной цифровизации, с которой надо смириться и научиться иначе работать?
– Я думаю, нужно просто научиться иначе к этому относиться. У нас почти нет детей, у которых нет телефонов.
Если ребенок пользуется на уроке телефоном не в рамках занятий, значит, ему стало скучно. Это хороший показатель того, как педагог организует учебный процесс.
Те педагоги, которые умеют научить пользоваться детей телефоном не только как игрушкой и средством связи, но и как средством добычи информации, делают и урок интересным. Для того чтобы найти необходимую информацию в интернете, нужно правильно задать запрос, а это тоже необходимо уметь.
– Ожидают ли нас какие-то глобальные перемены в ближайшем будущем?
– Не совсем правильно сравнивать школу сегодня с той, что была 10 лет назад, ведь нас окружал совершенно другой мир. Перед учителями стоит задача подготовить детей к будущему, о котором мы сами практически ничего не знаем. И задача учителя – научить ребенка правильно принимать решения. Подготовить не к определенной ситуации, а к алгоритму действий. Научить его умению быть гибким и подстраиваться под ту среду и обстоятельства, в которых он будет находиться.
Не могу сказать, что школа кардинально изменится, я не согласна с этим. Школа останется школой. Но изменится подход к обучению.
Иначе быть не может. Все меняется вокруг, и школа не может на это не реагировать. Школа меняется не потому, что кто-то этого захотел. Меняется мир. Меняются дети.
О том, чего не хватает педагогическим вузам
– Как Вы считаете, чему должны учить в вузах будущих учителей? Каждый ли учитель должен учиться в педвузе?
– Если честно, я не знаю, как можно научить быть учителем. Кто-то из великих говорил, что педагогами не становятся, а рождаются. Если человек умеет находить общий язык с детьми, не считает себя истиной в последней инстанции и готов расти вместе с учениками – у такого человека все получится. Современный учитель в первую очередь должен сам постоянно расти и развиваться.
Нужно ли учиться в педвузе? Смотря какая цель стоит. Я как директор выберу учителем информатики скорее хорошего айтишника, чем учителя педвуза с красным дипломом. Доучить его, наделить методической базой, дать инструментарий – гораздо легче.
Из технаря сделать учителя проще, чем из учителя – технаря.
Нашим вузам, которые готовят педагогов, не хватает практики. Студентам, которые приходят после окончания университета, не хватает умения общаться с детьми. И для меня это большое разочарование. Многие из них, не сумев за время обучения в университете получить практический опыт, понимают, что это работа не для них. Я бы предложила педвузам после 3-го курса активно вводить практику.
– Что касается профориентации в школе: всем ли ученикам она нужна?
– Нужна всем обязательно. Что мы понимаем под профориентацией? Возможность ребенка сделать выбор. Чем раньше наши дети смогут попробовать себя в разном, чтобы понять, с чем они хотят связать свою жизнь, тем лучше. Многие из них о профессии, например, врача знают по красивым сериалам: о том, что это люди в белых халатах, которые работают в прекрасных условиях. Не все ребята осознают, какая это профессия – тяжелая, ответственная, в которой много боли.
Я говорю своим учителям, что у ребят нет возможности жить на черновик. Самое ценное, что есть – это время.
Нельзя впустую тратить время детей. Очень часто родители навязывают свой выбор ребенку, и это плачевно заканчивается.
О проекте «Директор в поход» и отношениях с учениками
– Как поход повлиял на ваши отношения с учениками? Чем запомнилась поездка?
– Каждый день похода был уникален по-своему. Наверное, больше всего запомнилось то, как дети встречали меня, когда мы поднимались на гору Кизинчи. Ребята ушли вперед. Для меня подъем был физически очень сложным, где-то в середине я была готова сказать: «Все, я дальше не пойду!». Но я понимала, что мои ребята уже наверху, и я не могу не дойти до них. Собрав волю в кулак, я дошла. Мои ребята встречали меня аплодисментами: «Мы Вами гордимся! Не думали, что Вы дойдете!» (смеется). И эта поддержка ребят очень ценна, не важно, директор ты, учитель или родитель.
Изменились ли наши отношения с ребятами? Я осталась их руководителем, но мы стали друзьями и теперь они знают, что могут обратиться ко мне просто за житейским советом.
Я всегда говорила, говорю и будут говорить, что школа – она для детей. Чтобы руководитель смог сделать школу интересной, он должен иметь возможность видеть школу глазами детей.
«Директор в поход» дал мне возможность увидеть школу глазами детей.
– Если бы Вы могли ввести одно правило, правку, изменение во все школы, что бы это было?
– Я бы хотела, чтобы ученики принимали участие в управлении и развитии школы. Мы, взрослые, почему-то считаем, что наши дети маленькие и многого не понимают. И очень зря. У ребят свой взгляд на жизнь, на современный мир.