Иди в театр! // Рецензия

ТЕАТР.DOC «сотрет случайные черты»

Вы замечали, какого цвета стены в подъезде вашего дома? Интересовались ли историей вашего родного города? Обращали когда-нибудь внимание на дома, которые вас окружают? Благодаря спектаклю «Человек из Подольска» привычное, повседневное, давно приевшееся открывается как новое и прекрасное.

ТЕАТР.DOC «сотрет случайные черты»
Фото: pluggedin.ru

Театр документальной пьесы ТЕАТР.DOC – особый.Он был создан в 2002 году несколькими драматургами. Это негосударственный, некоммерческий, независимый, коллективный проект. Многие работы выполняются волонтерами, на добровольной основе.

Театр, в котором не играют

Большая часть спектаклей ТЕАТР.DOC – в жанре документального театра, основанного на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей. Это особый жанр, существующий на стыке искусства и злободневного социального анализа.

Используются «глубокая импровизация», театральные игры и тренинги, техника verbatim ( монологи и диалоги обычных людей в исполнении актеров).

Не случайно создатели этого уникального коллектива характеризуют себя как «театр, в котором не играют».

В репертуаре театра – спектакли о войне в Донбассе, о правозащитниках, о Болотном деле.

Театр приглашают на престижные театральные фестивали, проходящие за рубежом и в крупных российских городах. Совсем недавно, 12 мая, театру была вручена премия Московской Хельсинской группы.

Не могу не сказать и о том, что этой весной театр пережил сразу две трагедии: скоропостижную смерть художественного руководителя Михаила Угарова, который скончался 1 апреля, а вслед за ним, 16 мая, ушла из жизни его жена, драматург и режиссер, директор театра Елена Гремина.

Символично и то, что в день, когда я посетила театр, в разных залах, шли спектакли, связанные с именами этих Мастеров: «Разорвите нашу связь» (по пьесе Елены Греминой) и «Человек из Подольска» (режиссер-постановщик – Михаил Угаров).

Пьеса «Человек из Подольска» – номинант Национального театрального фестиваля «Золотая маска – 2018».

Ее автор – современный писатель Дмитрий Данилов – дважды финалист премии «Большая книга».

«Человек из Подольска» – его драматургический дебют, впервые состоявшийся в Театре. DOC 26 мая 2017 года.

Все это время спектакль сопровождается аншлагами.

В чем секрет постановки?

Типичный «лузер»?

Действие происходит в полицейском участке, куда попадает главный герой – Николай Степанович Фролов 1985 года рождения.

Причину своего задержания он пытается выяснить на протяжении всего спектакля, но ответ мы узнаем только в финале.

Поначалу кажется, что речь пойдет о произволе наших правоохранительных органов: на допросе герою угрожают то резиновой дубинкой, то наручниками, то демонстрируют ему пакетик с белым порошком, который окажется у него в кармане, если тот не признается.

Но потом оказывается, что цель стражей порядка – не «засадить» парня, а разузнать в деталях, чем он живет, какие у него интересы.

Ему задают вопросы о том, какого цвета стены в подъезде его дома, сколько людей проживает в его родном Подольске и т.д.

В ходе «следствия» выясняется, что Николай Фролов работает редактором газеты «Голос ЮАО» (Южного административного округа),

Свою работу он не любит, считая ее «рутиной», зарплата у него маленькая. Живет с мамой в однокомнатной хрущевке, жена от него ушла, перспектив никаких.

Уехал бы из нелюбимого Подольска, да некуда. Поэтому сам себя он называет «лузером».

Николай Фролов – человек из толпы. Таких миллионы. Они были, есть и будут всегда. Это типичный «маленький человек»– Акакий Акаиевич и Макар Девушкин, но только помещенные в реалии XXI века.

Пятьдесят оттенков серого

До редакции он добирается сначала на троллейбусе до станции, от станции на электричке до Царицыно, а оттуда – на метро до Автозаводской. Причем весь этот длинный путь он проделывает на «автомате», не замечая ничего вокруг себя. Ему кажется, что все дома, которые попадаются ему по дороге, серые и одинаковые и не достойны его внимания.

Капитан Марина – одна из полицейских, ведущих «допрос» (эту роль исполняет Дарья Гайнуллина), возмущается и восклицает: «Нет, они разные, разные!» И добавляет:

«Один домик более розового, холодного цвета, другой посветлее…И небо ведь все время разное, и все эти оттенки бесконечно разнообразны!»

Оказывается, она тоже ездила по тому же маршруту, что и Николай, и сумела увидеть по пути «прекрасно-зловещий силуэт цементного завода» и «старый панельный четырехэтажный дом», который она называет «особенным».

А вечером перед ее взором расстилается «бескрайнее море оранжевых огней над развязками».

Так же поэтично она описывает свою дорогу на работу из Нахабино до Рижского вокзала: «Опалиха – маленькая и уютная, Павшинская пойма – огромная, величественная. А мост через канал? Смотришь вниз, а там бездна, и поезд как будто парит над бездной.»

Нравится Марине и родной город Николая – Подольск, в котором он не находит ничего примечательного, кроме неработающих заводов да серости и грязи.

Вот Амстердам, где ему довелось побывать, – это да! «Амстердам – старый город с историей. Прекрасные церкви, усадьбы. Красивая архитектура, каналы, квартал красных фонарей», – перечисляет Николай.

Марина вступает с ним в спор, пытаясь доказать, что Подольск не хуже Амстердама, «и там, и там есть интересное и прекрасное».Например, в Амстердаме – собор Ауде Керк, в Подольске – Троицкий собор. В нидерландской столице – каналы, в Подольске – усадьбы.

«И, если внимательно вглядеться, пряничные домики Амстердама и хрущевские пятиэтажки в российских городах – одинаково прекрасны!» – говорит Марина и ошарашивает героя неожиданным выводом: «Это большое счастье – жить в Подольске».

Многие скажут, что это преувеличение, что нельзя сравнивать «божий дар с яичницей», и в этом утверждении есть доля истины. Но только доля.

Отпуская Николая из полицейского участка, ему дают задание погулять по родному городу, «приглядеться к домам, магазинам, остановкам, без вражды и отвращения».

В самом конце спектакля ему вручают протокол, в котором записана причина его задержания. Это главная интрига действия, которую я не стану раскрывать. Ее узнают те, кто захочет посетить этот спектакль.

Кстати, зрителя ждут не только диалоги героя с полицейскими, но и необычные танцы с припевками, которые предлагаются в качестве разминки для мозга. Сначала Николай выполняет эти движения по принуждению, а потом входит во вкус и даже начинает импровизировать, выдумывая новые движения и разгоняя тем самым уныние и апатию.

Неожиданные ассоциации

В 2016 году на экраны вышел фильм известного американского режиссера Джима Джармуша «Патерсон». Это имя главного героя, который проживает в родном городке с таким же названием. Он водитель автобуса, который изо дня в день ездит по одному и тому же маршруту и наизусть знает каждую улочку и каждый поворот. Со стороны его жизнь кажется однообразной и даже занудной, не сулящей никаких перемен и уж тем более романтики.

Однако весь фильм пронизывает романтическое настроение.

Каждый день герой записывает в свою заветную тетрадку стихи, посвящая их спичечному коробку, птице, солнцу, листику, букашке…

Иными словами, источником его вдохновения служат самые неприметные на первый взгляд явления окружающего мира.

При этом он чувствует себя все время счастливым, несмотря на нетворческую и малооплачиваемую работу. Не раздражает его и город, в котором он живет и в котором он каждый раз открывает что-то новое…

Не знаю, послужил ли для Дмитрия Данилова импульсом к написанию пьесы этот фильм, но скорее всего почти одновременное появление двух герое-антиподов, помещенных в аналогичные обстоятельства – это простое совпадение.

И Джим Джармуш, и Дмитрий Данилов на разных языках и разными средствами призывают нас к одному: чтобы мы внимательно и с любовью огляделись вокруг и увидели красоту в обыденной жизни.

«Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен!»

Так просто и в то же время так сложно…



Новости