Школьный буллинг стал главной темой спектакля «Извините, можно выйти?» (12+), поставленного в Арт-клубе Театра имени С.В. Образцова режиссером Марселем Смердовым по пьесе Лары Бессмертной. Премьерные показы прошли с 1 по 5 декабря. Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
Спектакль основан на реальных историях подростков от 14 до 18 лет, рассказанных ими на творческой лаборатории «Накипело», которую организовали в Театре имени С.В. Образцова. Как выяснилось во время обсуждений, одной из главных проблем для ребят этого возраста стала травля.
Главный герой спектакля по имени Леня – 13-летний подросток, вместе с родителями переехал в другой город, и теперь ему предстоит пойти в новую школу, о которой он начитался плохих отзывов в Интернете. Поэтому он идет туда с мрачными предчувствиями, и они подтверждаются его реальными впечатлениями, которые он скрупулезно записывает в своем дневнике.
С первого же дня Лёня получает от своих одноклассников прозвище Нюня, так как имел неосторожность пожаловаться классной руководительнице на хулиганские выходки ребят.
Но и он не остается в долгу– своим одноклассникам на страницах дневника он дает прозвища Гоблин и Шпилька, классного руководителя Генриетту Павловну называет Змиеттой Павловной; буфетчицу сравнивает с пауком, потому что она накладывает невкусную еду грязными руками; психолога считает Ледышкой за отсутствие эмпатии. Никому нельзя доверять, каждый несет в себе заряд злобы и ненависти, даже охранник, который не выпускает из школы, если уроки еще не кончились. А уйти, сбежать из этого ада, которым ему представляется школа, главному герою хочется больше всего. Его терзают одиночество, страхи, обиды на сверстников, окружающие представляются ему вурдалаками и монстрами. Не случайно он не замечает их лиц, поэтому все школьные персонажи носят уродливые маски. Только он один предстает в человеческом обличье.
В спектакле играют не только люди, но и куклы, которые периодически появляются над ширмами. Выглядят они как шаржи на персонажей.
Кульминацией спектакля стала сцена, в которой Гоблин и Шпилька крадут из Лёниного рюкзака дневник и читают его, а потом передают классной руководительнице, чтобы она ознакомилась с нелицеприятным мнением о себе. Вместо того, чтобы объяснить подросткам, что читать чужие письма и дневники нехорошо, она сама следует их примеру и, возмущенная Лёниными записками, требует от него извинений перед всем классом. После этой унизительной сцены Леонид планирует отомстить тем, кто его унижает.
В спектакле, кроме реальных героев, действует фантастический персонаж – это дух школы. Похожий на большое фиолетовое облако, он пытается отговорить Леню от необдуманных поступков, однако парень уже приступает к выполнению своего опасного замысла, и только случайность останавливает его.
Родители остаются за рамками спектакля, герой лишь иногда вспоминает о них, но в его размышлениях легко угадывается равнодушие родителей к его переживаниям, отсутствие контакта с сыном.
Вообще, вывод, который напрашивается после просмотра спектакля, лично у меня однозначен: все беды, которые происходят с детьми и подростками, начинаются с безразличия взрослых. Это может привести к очень опасным последствиям, в том числе к суицидам.
И все-таки финал спектакля счастливый: главному герою представляется возможность оказать помощь в трудной ситуации своим одноклассникам и учительнице, и тогда не только он сам, но и окружающие предстают в другом свете – не чудовищами, а обычными людьми. Поэтому в конце они сбрасывают уродливые маски, скрывающие вполне нормальные и даже симпатичные лица. Агрессия порождает только агрессию, если видеть в людях только монстров, легко самому превратиться в такого же монстра. Такими словами завершается дневник главного героя.
Свой спектакль режиссер Марсель Смердов называет терапией и планирует показывать его в школах.
«Мы специально изготовили мобильные декорации, чтобы их можно было легко перевозить с места на место. Когда ребенок приходит в театр, он попадает в особое пространство, а в школьном актовом зале спектакль скорее всего будет восприниматься по-другому. Нужно идти в школу и проверять «в полевых условиях» реакцию детей и после этого уже делать какие-то выводы», – рассказал он в интервью «Вестям образования».
Сам Марсель, по его словам, достаточно благополучно пережил свой подростковый возраст, но истории о буллингах ему рассказали сами школьники, с которым он общался в рамках упомянутой ранее лаборатории «Накипело». В отличие от него, артисты, исполнившие главные роли, столкнулись с этим явлением в школе.
«У меня был богатый опыт буллинга в школе, и я оказывался по разные стороны «баррикад», испытав на себе как роль жертвы, так и палача. Так что эти ощущения мне хорошо знакомы, но уже переосмыслены с возрастом и жизненным опытом», – поделился своими воспоминаниями Егор Чудинов, сыгравший Гоблина.
Кстати, если говорить о возрасте режиссера и актеров, то все они молодые люди, которым еще нет 30 лет, и подростковые переживания – хотя и прошедший, но относительно недавний этап их жизни.
Исполнитель главной роли Александр Городиский рассказал, что в школе он не был ни буллером, ни жертвой, а скорее пассивным свидетелем травли. Теперь уже со стыдом он вспоминает свое унизительное бездействие, продиктованное страхом попасть в «касту неприкасаемых».
Художница Анастасия Кривдина, создавшая необыкновенные маски и куклы, пережила болезненный опыт травли, поэтому, рефлексируя свое прошлое, ей было легче представлять персонажей пьесы.
«Мне кажется, в этом спектакле просто необходимо было сделать счастливый финал, иначе бы дети не понимали, что с этими проблемами им делать. То есть мало показать, что они не одиноки, что такие же проблемы есть у их сверстников, надо дать надежду на лучшее. И наш спектакль такую надежду даёт», – подчеркнул в завершение нашего разговора Марсель Смердов.
На первом плане: Анна Попова, ведущий специалист методического отдела;
Лара Бессмертная, драматург; Марсель Смердов, режиссер. Лаборатория «Накипело»
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра им. С.В. Образцова
Фото Александра Иванишина