Образовательная политика // Комментарий эксперта

Между средним образованием и высшим строят стену межведомственных барьеров

Раздел Минобрнауки меня огорчает, потому что границы между разными «образованиями» должны размываться в современных условиях, раз уже Президент России заявляет о необходимости развития индивидуальных технологий обучения.

Границы разных «образований» были логичны, пока программы строились единообразно для всех. Индивидуализация неизбежно размоет эти границы. А тут между средним образованием и высшим строят стену межведомственных барьеров. И все это на фоне бравурных планов по цифровизации, которая именно и сильна мощной логистикой – когда можно было бы ожидать ускоренного размытия границ. Прежде всего, на базе агрегатора дистанционных курсов, который уже реализован для высшего образования. Ничто, кроме ведомственной косности, не мешало на нем же начать разворачивать курсы для среднего образования. Не всем это было очевидно, но без ведомственного барьера оставался шанс убедить рационально распорядиться только что созданным ресурсом. Теперь шансов на переубеждение практически не остается.

Реформа образования назрела, но наиболее актуальна она для высшего образования, потому что в отличие от школы на вузы несравнимо ниже социальная нагрузка: школа нужна не только и не столько для обучения, сколько для содержания детей в рабочее время.

Одно из наиболее критикуемых в современном образовании явлений – ЕГЭ. На мой взгляд, давно изжита тема барьерного экзамена. Опираясь на цифровые технологии, можно выложить в открытый доступ все курсы 1-2 года обучения в вузах для свободного доступа, чтобы отменить экзамены. Кто сумеет начальные дистанционные курсы освоить, не покидая собственного дома, сможет подключиться к следующим этапам обучения. Эта логика смыкается с логикой индивидуальной образовательной программы школьного этапа – вот и размытие границ.

Я бы видел новое высшее образование только на старших курсах в практически неотличимом от модели виде дополнительного профессионального образования. Теперь смыкание индивидуальных программ школьного и вузовского этапов законсервировано на неопределенный срок.

Общность науки и высшего образования для меня сомнительна – есть большой риск консервации традиционных отношений науки и вузов. Мне было бы понятнее отделение только науки, потому что реформа науки идет уже не первый год и отдельное министерство, поглощающее ФАНО, могло бы органично вписаться в этот процесс. А образование осталось бы образованием. В моем представлении перспектив отделением науки от Минобрнауки процесс реформирования структуры системы образования не закончился бы – это был бы один этап.

Есть слабая надежда, что отделение науки и высшего образования продиктовано недекларированными планами серьезной ревизии именно этих сфер, поскольку на все образование сейчас духу не хватает. Но это значит, что заранее готовы на стагнацию общего образования. Я человек школы – меня такая перспектива не радует. Но это самый радужный вариант развития событий, потому что прорыв в высшей школе неизбежно сформирует мотивацию для средней школы. Грустный опыт реформ образования оставляет весьма вероятным гораздо более банальную версию: «две шаги налево, две шаги направо, шаг вперед и поворот».


Youtube

Другие статьи автора

Экзамен как рудимент

Предметом размышлений будет экзамен как инструмент в образовательном процессе. Зачем он? Какому запросу он отвечает? Какому противоречит? Каков он должен быть и должен ли быть вообще?

Новости





























































Поделиться

Youtube