До чего дошел прогресс
Недавно я рассказывал моему другу и коллеге — учителю английского из маленькой школы, расположенной в крохотном областном городе, о том, какие чудеса планировки и технического обеспечения есть в нашей московской школе.
Я отправлял ему фотографии электронных досок, классов, одним движением разделяющихся на два автономных помещения, модульной мебели, на что он ответил следующее: «Ну вот, а мы традиционные британские костюмы из ватманов лепим», и отправил пару фотографий этого процесса.
Я ему по инерции сочувственно ответил: «Да уж...». А сейчас внимательно пересматриваю фотографии, на которых дети увлечены процессом создания костюмов, фотографии, на которых нет ни одного отсутствующего взгляда или скучающего лица, и осознаю, насколько сильна инерция мышления. Нет ресурсов — плохо, есть ресурсы — хорошо. Но какой толк в ресурсах, если ты не умеешь ими пользоваться?
Рецепт идеи
У моего друга, при почти полном отсутствии материальных ресурсов и неоднозначном отношении ко всему новому и непонятному со стороны коллег, на уроке у детей есть цель, в основу урока положена идея, задана интересная форма. И вот школьный урок уже способен конкурировать с другой деятельностью, которая обычно увлекает детей за пределами школы. Если прибавить к этому искреннюю вовлеченность преподавателя и его личность, интересную саму по себе, то можно получить рецепт создания идеи.
Ресурсы — всего лишь ватман, скотч, фломастеры. Но есть цель и идея: дети понимают, зачем им сейчас нужно учить английские слова, ведь человек в костюме английского лорда не может говорить по-русски.
Как сделать шажок от формальности к содержательности?
Дорогу осилит идущий
Здесь нужно желание творить на основе данной учебной программы. Нужно очень внимательно наблюдать за детьми и подмечать ключи, которые помогут открыть двери в страну их внимания.
Нужно постоянно выяснять, как изменились интересы учеников: вчера они хотели рисовать, сегодня они хотят играть в ляпки. Значит, сегодня мы будем изучать физику с помощью игры в ляпки, хотя вчера с удовольствием рисовали электроны.
Учебная программа и план — это только скелет, на основе которого происходит педагогическое творчество.
Это как гармоническая основа в музыке: тоника — доминанта — субдоминанта — тоника. Любой импровизатор знает, что может сыграть удобное ему количество нот, с разной скоростью и в различном ритме, но в конце он должен обязательно прийти в тонику, иначе мелодия будет звучать как незаконченная.
Учебная программа и план — это тот самый гармонический оборот, который нельзя игнорировать, но и нельзя сводить весь процесс к нему. Если музыкант будет думать лишь о гармоническом обороте, то вместо импровизационной фантасмагории получит четыре аккорда, и возможная гениальная импровизация превратится в блатную частушку.
Так часто происходит и в школе, когда за святая святых принимаются план и программа. «Мы же должны успевать за программой», «Нам нельзя отступать от плана». Правила существуют, чтобы их нарушать!
Новый тип мышления
В работе с детьми, психика которых очень подвижна и жива (или должна быть таковой), нужно самим иметь гибкость и подвижность. Иначе дети превратятся в запрограммированных роботов. Когда такие дети останутся наедине с взрослой жизнью, то обязательно получат стресс от того, что никто больше не дает четких распоряжений, что делать и как поступать, чему учиться сегодня, а чему завтра.
Очень важно научить детей формулировать цель и идею своей деятельности, затем составить для себя список задач и продвигаться к цели, не теряя идеи.
Такой тип мышления привить можно, только воспитывая ребенка в подобной среде, в пространстве, где каждую минуту нужно совершать выбор, задаваться вопросами, фантазировать, создавать что-то новое, пересматривать старое.
А разве можно этому научить, если мы сами не можем пересмотреть свои старые привычки? Унас же план, у нас программа…
Детские идеи
Как живо и замечательно дети реагируют на возможность совершить собственный выбор и проявить себя. Как им этого не хватает. Сколько скрытой инициативы и идей кроется в их головах. Нужно только предоставить возможность для самовыражения. Передать инициативу детям. И сделать это ответственно и смело.
Пусть теперь дети расскажут вам, как будет проходить урок и как изучать ту или иную тему.
Но если вы решитесь на подобный шаг, то соблюдайте правила игры до конца. Следует набраться терпения и следить за свободным перемещением детей в пространстве темы, урока, класса, всей школы. И когда дети станут свободны в выражении себя, вы получите определенные дивиденды от сделанного вами шага. Дети будут создавать идеи, а вам останется только выцеплять из общего творческого потока именно то, что может сработать для темы урока, обозначенной в том самом плане.
Квест для поиска смыслов
Мой друг, помимо того что преподает английский, занимается созданием квестов. Однажды мы готовили параллельные программы, я был задумчив, пытался выжать из себя план, в подробностях представить, как будет проходить занятие. В это время Женя распечатал несколько заданий для своего квеста, расклеил их за 15 минут и спокойно ждал прихода детей.
Меня это удивило: а как же тщательная, продуманная подготовка, контроль результатов и т.д.? А он ответил:
Эти несколько распечатанных заданий дают детям направление движения, а дальше каждый из них увидит именно те смыслы, которые должен увидеть.
Что может быть проще и правильнее? Каждый человек воспринимает услышанное и увиденное по-своему, не говоря уже о тактильных, осязательных и обонятельных ощущениях, так почему все должны слушать единое объяснение темы урока, когда имеют право самостоятельно, своим способом познавать мир вокруг?