21 марта состоялось заседание совета по ФГОС при Минобрнауки, по итогам которого было решено принять Стандарты для начальной школы с последующей доработкой и отправить на дальнейшую доработку Стандарты для основной школы.
В настоящее время в Минобрнауки собирают и систематизируют замечания и предложения по новой редакции ФГОС.
О том, для чего нужны изменения в Стандартах и как они отразятся на государственной итоговой аттестации, рассказывает директор ФИПИ Оксана Решетникова.
– Как вы оцениваете нынешнюю дискуссию по Стандартам? Будут ли учтены замечания специалистов при доработке ФГОС?
– Эта дискуссия началась не сейчас. Министерство образования и науки опубликовало этот документ еще летом прошлого года для общественного обсуждения (кстати, с тех пор текст Стандарта не менялся, появились лишь приложения с разбивкой учебного материала по годам обучения).
Есть замечания конструктивного характера, которые, безусловно, способствуют улучшению этого документа, но есть и те, которые содержат популистские рассуждения, в которых все отрицается, но ничего конкретного не предлагается.
К популистской я бы отнесла критику со стороны Гильдии словесников. В их открытом письме говорится об отсутствии вариативности в новом проекте Стандартов. На самом деле вариативность есть – эти полномочия остаются за школой, треть содержания по предметам формируется, как и прежде, учителем.
ФГОС в действующей редакции крайне размыт. И как в этих условиях вести себя учителю, что взять из Примерной основной образовательной программы для своей рабочей программы – непонятно.
В то же время можно отметить полезные, конкретные замечания членов Совета по ФГОС. Все это будет учтено.
Некоторые замечания по Стандартам по истории не будут приняты, потому что они не соответствуют историко-культурному стандарту.
– В каком направлении идет доработка Стандартов для начальной и основной школы? К какому сроку должна быть завершена эта процедура?
– Уточняются формулировки, детализируются требования, но структура ФГОС не меняется.
До 28 марта эксперты должны были прислать свои предложения и замечания, которые собираются и систематизируются в Минобрнауки России.
– Планируется ли вносить изменения в КИМ по ОГЭ и ЕГЭ в связи с детализацией ФГОС?
– КИМ разрабатываются только в соответствии с обобщенными требованиями Стандарта того или иного уровня образования. ОГЭ проводится по результатам освоения Стандарта основной школы (5–9-е классы), ЕГЭ (10–11-е классы). Естественно, главным ориентиром для нас теперь станут детализированные требования, прописанные в новой редакции ФГОС. Важно понимать, что КИМ всегда, во все времена соответствовал и будет соответствовать Стандарту. До детализации ФГОС содержал очень обобщенно сформулированные требования по предметам: если бы по ним составлялись КИМы, то они могли бы вступить в противоречие с рабочими программами школ, которые основаны на Примерных основных образовательных программах. А поскольку последние носят рекомендательный характер, то каждая школа выбирает из них материал по своему усмотрению, поэтому фактически каждая школа устанавливает свои Стандарты.
Принятие новой редакции ФГОС позволит устранить данную проблему.
В КИМах четко будет отражено содержание Стандарта.
Хочу особо подчеркнуть, что в настоящее время и ОГЭ, и ЕГЭ измеряют учебные достижения школьников в соответствии с федеральным компонентом ГОС 2004 года: те ребята, которые включились в обучение по новым стандартам в начальной и основной школе, еще не дошли до рубежа государственной итоговой аттестации. У нас пока нет нормативных оснований для измерения учебных достижений по новому ФГОС.
– В этом году проводится широкомасштабная апробация устной части (собеседования) на ОГЭ по русскому языку. Планируется ли аналогичное нововведение по другим предметам?
– Апробация устного собеседования планируется в середине апреля, в ней будут принимать участие практически все школы всех регионов, по результатам мы планируем доработать эту модель, и она будет представлена в следующем учебном году в качестве допуска к ГИА в 9-х классах (по аналогии с выпускным сочинением, которое является допуском к ЕГЭ).
Предложения по введению устной части в итоговые экзамены по разным дисциплинам периодически высказываются, но мы должны сначала понять, как работает эта модель собеседования по русскому языку. Только в случае успешной реализации данного нововведения – а это не ранее, чем через 2–3 года – мы сможем рассмотреть такую возможность по другим экзаменам.
Беседовала Ольга Дашковская