Образовательные стандарты не являются чем-то незыблемым, данным на все времена.
Поэтому механизм обновления Стандартов является правомерным в том случае, если он соответствует духу времени.
Соответствуют ли духу времени те «обновления», которые предлагаются сегодня?
На мой взгляд, мы сталкиваемся сегодня с очень серьезными рисками – непониманием ситуации и мотивов переработки ФГОС.
Исходя из этого, я выделяю несколько моментов:
- Сегодня действуют Стандарты, разработанные в течение последних 15 лет. Они написаны в идеологии развития, системно-деятельностного подхода, ориентированы на личностные, предметные и метапредметные результаты. Сегодня эти Стандарты действуют в начальной и основной школе, и через некоторое время они должны стать элементами регулирования в старшей школе.
- В этом контексте любые изменения в Стандартах должны проходить через призму серьезнейших научных исследований, а также публичного обсуждения подобных изменений.
- При обсуждении Стандартов главным вопросом является их идеология. Стоит ли за Стандартами идеология развития, разнообразия, поддержки личности ученика, отвечающая современным ключевым вызовам неопределенности, сложности, разнообразия или же мы имеем дело со Стандартами консервации прошлого, регресса?
- Это дает мне основание сказать, что я не вижу какого-либо компромисса при обсуждении Стандартов развития с нынешним вариантом, который формирует из ученика послушного исполнителя.
- Что нам необходимо для будущего: нужны ли нам Стандарты компетентности, ключевых навыков XXI века, которые позволят нашему цифровому поколению достигнуть успеха и быть востребованными в быстро меняющемся мире? Или перед нами стандарты лояльности, которые возникают из осознания бесперспективности и как следствие – поисков идеалов в прошлом. Позиция консервации обрекает новое поколение детей, учителей и родителей на риск потерянности в современном мире.
- Необходимо понять с правовой точки зрения, чем отличаются Стандарты, которые сегодня пытаются без обсуждения и научных исследований, жесткими административными методами внедрить в жизнь, от Стандартов развития, которые были предложены с позиций системно-деятельностного подхода?
Стандарт развития представляет собой норму согласия, норму договора между профессиональным сообществом, родителями, учениками и государством и выполняет функции контроля за качеством образования.
На уровне Примерных основных образовательных программ (ПООП) и самой образовательной организации вариативные возможности возрастают.
Что произошло сейчас? То, что было в ПООП, перемещено в «тело» Стандарта, что делает его перегруженным, и вместе с этим возросла жесткость контроля вместо вариативности.
Таким образом, вместо Стандартов компетентности мы получим Стандарты репрессивной педагогики – Стандарты Юрского периода.
Принятие этих Стандартов приведет к тому, что Россия в своем развитии пройдет точку невозврата и отстанет от ведущих стран мира навсегда.