«Эврика-Авангард» организуется традиционно с 1985 года, то есть дважды в год – в апреле и октябре – уже на протяжении тридцати с лишним лет. Происходит встреча инновационных школ, детских садов, управленцев для того, чтобы отрефлексировать произошедшее и запланировать дальнейшие шаги. Апрельская конференция всегда посвящена проектированию и плану, а октябрьская – рефлексии.
Комментируя особенность именно этой сессии, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», организатор дискуссий и главный автор проекта Александр Адамский указал на то, что сейчас заседания конференции совпали со сменой правительства и, может быть, даже новым курсом.
«В одной точке в данный момент слились два вектора образовательной политики: традиционно-консервативный и инновационно-модернистский», – считает Адамский.
Первый выражен в проекте стандартов ФГОС, второй – в докладе ЦСР “12 решений для нового образования”.
Кроме этого, на “Эврике” будут обсуждать московскую систему образования, проект регионализации и сценарии развития новых тенденций.
Александр Адамский как модератор дискуссионной площадки «Тенденции современной образовательной политики», рассказал, что в обсуждении будет сделан упор на несколько направлений, которые не пересекаются: от экономики до содержания образования. И проблема сейчас только в том, чтобы выделить некую главную линию.
Что касается системных понятий, то, по словам научного руководителя Института образовательной политики «Эврика», первое, чему эксперты будут уделять внимание на заседании – это индивидуализация образования.
Образование становится персонализированным: это значит, что у каждого ребенка, у каждой семьи появляются возможности выстроить процесс обучения собственного ребенка не только в плане, чему учить, но и где учить.
«В нынешнее время у нас масса ресурсов, и сетевых, и несетевых, и получается, что это многообразие затрудняет процесс выбора. Раньше было просто – человек пошел в школу и там все получил. А теперь появляется масса разных источников, из которых ребенок может построить свой паззл образования. Но это трудно, не будучи профессионалом», – рассказывает о парадоксе богатого выбора Александр Адамский.
Таким образом, персонализация образования – это разделение ответственности и полномочий между системой образования и семьей. Семья начинает играть более существенную роль, но, по мнению эксперта, далеко не все в обществе к этому готовы.
Вторая история, которую затронут на секции, посвященной образовательной политике, – цифровые институты и использование цифровых инструментов. Это, как метко отмечает Адамский, совсем другая жизнь, другие представления, другое качество – не в смысле улучшения знаний, а в смысле других результатов.
«Умение искать информацию становится таким же важным умением, как и другие, а семья и родители либо не знают про эти результаты, либо относятся к ним скептически». Так что проблемы цифры даже не в том, как ее использовать, а как ее психологически сонастроить с традиционными ценностями.
Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» рассказал и о третьем, возможно, самом противоречивом и тонком сюжете конференции – экономической разбалансировке в системе образования.
Сейчас система действует таким образом, что деньги выделяет центр, далее расходует регион, формальным же подчинением является муниципалитет, также свои обязательства есть и у школы.
Если не сбалансировать систему, то все деньги, которые тратятся, не принесут позитивного результата.Как ни странно это звучит, подмечает Александр Адамский, но добавление денег в систему образования при нынешнем порядке может привести исключительно к отрицательному итогу.