Мир стремительно меняется – он нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный (то, что сокращается до аббревиатуры VUCA), объемы информации растут. Уже не только зарубежные, но и российские исследования свидетельствуют, что цифровизация, роботизация и другие технологии делают уязвимыми около половины всех занятых в современной экономике.
Основная проблема заключается даже не в том, что количество рабочих мест сократится, а в том, что они станут другими. Как понять, чему учить ребенка и что у него развивать, чтобы в будущем он не оказался не у дел?
Здесь можно выделить несколько развилок.
Первая развилка – это рутина vs новые вызовы. Востребованы будут те, кто сможет участвовать в создании, освоении и развитии новых технологий и связанных с ними продуктов.
Речь идет о полноценной интеграции в экономику знаний и ориентации на высокоинтеллектуальный труд.
Основные сферы, в которых роботы неэффективны (во всяком случае, пока):
- работа в быстро меняющихся условиях (скорая медицинская помощь, чрезвычайные ситуации);
- предпринимательство;
- исследования и разработка новых продуктов;
- работа, связанная с ответственностью (например, финансовой) и управлением (топ-менеджмент);
- творчество, в т.ч. художественное;
- работа, связанная с передачей неявного знания (наставничество, тренерство).
Это приводит ко второй развилке – компетенции прошлого vs компетенции будущего. Вопрос, что к ним относить, остается дискуссионным, и существует множество подходов к их определению. Анализ, проведенный специалистами компании «ЭКОПСИ Консалтинг», показал, что чаще других компетенциями будущего называют:
- взаимодействие с другими людьми;
- мышление и решение проблем;
- обучаемость и открытость новому;
- инновационность и креативность;
- цифровые знания и навыки;
- осознанность и управление собой;
- междисциплинарное и межкультурное взаимодействие;
- управление (людьми, процессами, ресурсами);
- этичность и социальная ответственность;
- ориентация на достижение результата.
Фактически это три ключевых компетентностных блока – мышление, взаимодействие с другими и взаимодействие с собой, которые выделяются для углубленного анализа. Не освоив их, выполнять нерутинные задачи затруднительно.
Кто может этому учить?
Это третья развилка – традиционная система образования vs гибкие треки.
Конечно, можно пытаться закладывать развитие всех перспективных компетенций в школе, но что в реальности доступно формировать в рамках ее классно-урочной системы XVII века?
Прежде всего то, что можно отнести к hard skills. Это математика, информационные технологии, естественные науки и языки, т.е. то, чему можно обучить, а затем измерить результат.
Что касается soft skills, в том числе связанных с культурой и инструментами мышления, ориентацией на образование в течение жизни и саморазвитие, на них может быть сделан фокус в разнообразных форматах дополнительного и неформального образования. Если провести такое разделение (а точнее, взаимодополнение), всем будет понятнее: образовательным организациям – на чем сосредотачивать свои усилия, родителям – чем дополнять школьное образование ребенка.