Городское образование // Статья

Как закинуть букет роз принцессе

И другие задачи Сетевой подростковой школы

Как закинуть букет роз принцессе

Эксперты, педагоги и ученики рассказали «Вестям образования» о том, как прошла вторая очная сессия Сетевой подростковой школы, которую проводит Институт проблем образовательной политики «Эврика» в 8 московских школах.

В школе № 2120 завершился второй блок очных занятий по направлениям «Цифровые практики», «Школа инженерной культуры», «Сетевые практики креативного мышления» и «Сетевой театр». Сформированные в начале осени группы вновь встретились в классах и на расстоянии, при помощи видеозвонков, чтобы научиться чему-то новому.

Оказываясь в первой мастерской, мастерской креативного мастерства, я обращаюсь к одному из участников, его зовут Артемий:

– Чем вы здесь занимаетесь? Чему вас учат?

– Мы учимся мыслить креативно. Узнали о новых форматах, еще пробовали создать брендбук.

На мой вопрос о том, что же такое «брендбук», Артемий начинает отвечать хором с Лизой, она вместе с ним в креативной мастерской.

Брендбук, рассказывают они мне, это книга о школе.

«Конечно, создать брендбук было не так уж легко, – признается Лиза. – Но мы старались! Максимально тратили в первую сессию время, выходные. Наша команда делала один брендбук о всей школе. Мы разрабатывали идею, а затем воплощали ее на сайте».

– А почему было сложно?

Лиза отвечает честно и просто: «Потому что раньше мы даже не сталкивались с таким понятием – брендбук!».

Эту деталь отмечают и дети, и педагоги всех мастерских – все новое, неизведанное встречается детьми сложно, даже если занятия – интересны.

Не все задания бывают понятны сразу, некоторые же группы, наоборот, понимают и работают быстрее, чем те, кто находится по ту сторону экрана, камеры.

В эту сессию мастерская была занята созданием диафильма о школьной жизни, рассказывает мне Лиза, гордо демонстрируя иллюстрации.

Вторым заданием было придумать универсальный учебный центр, куда дети бы шли с интересом. Каким он будет и как его создать – вопрос, ответ на который мы, возможно, получим на следующей сессии.

Во втором кабинете, мастерской «Школы инженерной культуры», мне встречаются Валерий и Дмитрий, мальчики, в руках они держат устройство, напоминающее корабль или башню.

– Чем вы занимаетесь в эту сессию, расскажете?

– Перед нами была поставлена задача закинуть букет роз принцессе, – с подлинной серьезностью рассказывает Дмитрий, не обращая внимания на мою улыбку в ответ на формулировку задачи. – Необходимо было создать для этого устройство.

– Мы создали катапульту-корабль-лягушку-ящерицу! – перебивает его Валерий.

– Сейчас покажу, почему «лягушка»! – объясняет Дмитрий, опуская на пол изобретение. – Когда запускаешь цветы (на этих словах катапульта стреляет), она подпрыгивает, прямо как настоящая лягушка!

– А почему ящерица?

– Потому что ноги похожи на ящерицу. И она непроходимая, как внедорожник!

Удалось ли закинуть цветы в башню к принцессе таким сложным устройством?

Мальчики признались, что с задачей справились, но возникла одна проблема на защите проекта: патент.

Что? Да, за то, что ребята не запатентовали свое устройство, с них сняли 5 баллов.

«Мы не внесли проект в тендер!» – с досадой признается Валерий. Один из мальчиков, что был с ними в команде прежде, ушел к другому коллективу, а одну из идей унес с собой и запатентовал ее там.

Но что за патенты? Зачем?

– Для того чтобы одна команда пользовалась изобретением другой, ей необходимо подать заявку. Те, кто изобрели нечто и запатентовали – зарабатывают баллы, те, кто пользуются патентами других – баллами расплачиваются, – объясняет мне «правила игры» инженерной мастерской педагог Екатерина Григоренко. – Моя задача – патенты либо утверждать, либо принимать на доработку. Во время работы мы также проверяем, были ли командой запатентованы успешные узлы, которые используются теперь другими.

«В школе учат не списывать и не просить списать. Здесь же ситуация обратная: я готов делиться тем, что знаю, но помечаю свое авторство: “Это сделал я”.

И я говорю: берите, пользуйтесь моим, но тогда сам должен в точности оформить идею, а на меня обязаны делать ссылку».

Конечно, вначале детям бывает сложно: научиться делать чертежи, описывать идеи и процесс работы, думать о трех проекциях.

«Как и все новое, работа в мастерской идет методом проб и ошибок. И, конечно, детям чисто психологически сложно от того, что не все получается», – объясняет Екатерина Григоренко.

В инженерном деле вопрос защиты своих идей и изобретений важен. Когда разработчики проводят испытания, они тратят время, ресурсы (интеллектуальные в том числе), и патент – то, что позволяет вернуть часть своих инвестиций. Кроме того, это интеллектуальный капитал, которым можно зарабатывать. Необходимо этому научиться.

О театральном направлении, наиболее необычном для сетевой школы, рассказывает аа руководитель Евгений Крайзель.

«Идея сетевого театра – научить детей создавать творческий продукт, от идеи до воплощения», – объясняет он.

Как это сделать, какими средствами? В декабре в сетевом театре работали над творческими элементами и такими понятиями, как атмосфера (за счет чего она создается и наполняется), действие, разбирали понятие задачи на сцене и как действовать по задаче, как работать с пространством.

В финале третьего дня элементы закреплялись за счет упражнения на импровизацию. Детям предлагались обстоятельства, небольшие этюды, в которых они должны были существовать, не договариваясь заранее друг с другом. Важно научиться взаимодействовать моментально, с точки зрения жизненной логики.

«Никто прежде не пробовал создавать сетевой театр, потому работа была интересной, но сложной», – признается Крайзель.

Планы работы менялись. Так, например, вместо разыгрывания этюдов было принято решение вначале научить детей элементам создания продукта, а потом уже – перейти к практике.

Например, одним из упражнений стала работа по созданию атмосферы с помощью предметов: из инсталляции сформировать атмосферу одиночества, праздника, неразделенной любви. Затем ученикам необходимо было включиться в эту атмосферу, замереть, стать частью картинки. После – добавить музыку к картинке, на последнем этапе – оживить ее, добавив взаимодействия.

Что касается «Цифровых практик», направления наиболее приближенного к словам «сеть», «сетевые», которые ассоциируются у нас с Интернетом и технологиями, то и здесь не все так просто, хоть и, безусловно, интересно.

Елена Петряева, эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика", пояснила, что идея сессий этого года - профессии будущего, в качестве завязки сюжета - деятельность вымышленной корпорации по виртуальным коммуникациям «Нейролаб» по работе с запросами от разных героев. "На этот раз герой - Евгений, который пишет из 2038 года. - рассказывает Елена Петряева. - Он потерял работу и исследует причины случившегося, хочет понять какой стартап ему открыть, чтобы быть успешным. На первом этапе (октябрь 2018) команды детей подробно работали с первым запросом: понимали, в чем ошибается Евгений, какие у него способности и чем ему интересно заниматься и т.д. На втором этапе команды детей проектировали стартап. Задача усложнилась тем, что от всех команд должен был появиться один проект, и тем, что на третий день дети формировали сетевые группы (это когда дети находятся в разных точках) и выполняли задание в совместной сетевой работе".

Алена Рамонова, модератор виртуального включения, отмечает, что дети не привыкли к общению в Интернете. Не просто к перепискам, но к настоящей групповой работе и взаимодействию. Кроме того, они не до конца осознают все возможности цифровых технологий, что вызывает удивление, но сподвигает их работать, узнавать, изучать новое.

Цифровые практики – взгляд в будущее, что ждет нас уже завтра. Упражнения «Цифровых практик» посвящены поиску, анализу и верификации информации.

Так, в эту сессию дети получили сообщение из будущего на иностранном языке.

Они должны были не только перевести его и ответить, но понять, все ли сказанное – правда, выделить неточности и лишь потом записать свое видеообращение.

Еще одна сессия Сетевой подростковой школы окончена. Впереди – несколько месяцев заочных практик, а через несколько месяцев – выход в сеть, новые открытия, задания и опыт.

Новый опыт сетевого взаимодействия.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube