Руководитель Департамента образования Исаак Калина считает, что причина – в удачном перераспределении финансирования.
На развитие столичной системы образования правительство Москвы сегодня выделяет не менее 13% от общего объема городского бюджета, то есть свыше 300 млрд рублей ежегодно.
«С приходом команды Сергея Собянина началось масштабное реформирование системы образования. Постепенно удалось перераспределить бюджетное финансирование от нас, чиновников, к преподавателям. Именно поэтому последние пять-семь лет зарплаты учителей постоянно растут.
Директора и преподаватели учебных заведений понимают, что они получат стабильно высокую зарплату, которую у них никто не отберет. Это важный момент, влияющий на продуктивную работу учителей с детьми», – сказал Калина.
«Вместе с тем преподавательский корпус школ – лидеров общегородского рейтинга может рассчитывать на дополнительную государственную поддержку – гранты и всевозможные субсидии от правительства Москвы. Это повышает мотивацию сотрудников успешных школ», – добавил он.
Мы провели обследование по данным столичных школ, каков средний размер заработной платы педагогов в их школах, и получили даже более высокие цифры.
В школе № 444 средняя заработная плата учителей составила 108 718 рублей.
В школе № 1468 (с учетом периода с января по август) – 109 007 рублей.
В школе № 1637 – свыше 105 тыс. рублей.
В школе «Покровский квартал» – 107 тыс. рублей.
Важно, что при расчете этого показателя зарплата школьной администрации не учитывалась. Зарплата администрации (директора, всех его заместителей и главного бухгалтера) идет отдельной строкой в статистических формах.
Однако оппоненты оспаривают эти данные и говорят, что эти показатели завышены.
Почему так происходит?
«Средняя зарплата московских учителей достигла 105 тыс. рублей. Соответственно кто-то получает больше 105 тыс. рублей, а кто-то несколько меньше. Именно поэтому возникают разногласия. Люди не обращают внимания на словосочетание "средняя заработная плата"», – поясняет Татьяна Клячко, доктор экономических наук, директор ФИРО-РАНХиГС по стратегии и методологии.
Методика расчета и способы манипуляции
Но, как известно, показатель «средняя зарплата», положенный в основу майских (2012 г.) указов президента, при желании легко становится предметом манипуляции и подмен. Потому что всегда есть возможность указать на учителя, у которого зарплата ниже средней. При этом наличие учителей, у которых зарплата выше средней, манипуляторами замалчивается.
Зарабатывание публичного капитала на сочувствии к учителям – беспроигрышная тактика. Такая тактика не улучшает положение учительства – все равно кто-то получает больше, кто-то меньше, и нагрузку не уменьшает – чтобы много получать, нужно больше работать, это вам скажет любой рабочий на заводе или писатель или художник!
Для объективного преставления о зарплате московского учителя необходимо представлять структуру оплаты труда. Попробуем описать ее подробно.
Алексей Климов, член Ассоциации содействия развитию бухгалтерского учета в образовательных учреждениях, работает первым заместителем директора по управлению ресурсами школы № 1103.
Средняя зарплата учителей в этой школе составляет около 97,5 тыс. рублей. Но у некоторых педагогов она достигает 130 тыс. рублей.
Эта зарплата складывается из:
- базовой части (количество часов учебной нагрузки + доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, также учитывается количество детей с ограниченными возможностями здоровья);
- стимулирующих выплат, размер которых зависит от эффективности работы педагога.
К ним относятся объективно измеряемые результаты выпускников за ОГЭ и ЕГЭ, подготовка победителей олимпиад, участие в различных мероприятиях (например, в Президентских состязаниях, конкурсе профессионального мастерства WorldSkills и других).
За все это в конце каждого учебного года начисляются баллы, и на следующий учебный год устанавливается размер стимулирующей надбавки.
Как правило, стимулирующие выплаты составляют до 30% от зарплаты педагога.
Чтобы размеры стимулирующих выплат были легко проверяемыми, они должны быть измеряемыми. Это и плюс, и минус: каждому понятны трудности точных измерений результатов учительского труда, но и альтернативы этому способу нет – речь идет о бюджетных средствах, требующих строгой отчетности.
Кроме базовой и стимулирующей частей, которые выплачиваются из школьного фонда оплаты труда, есть еще и городские надбавки из бюджета г. Москвы:
- за использование материалов Московской электронной школы (в размере 10 тыс. рублей ежемесячно);
- за создание своего контента (до 100 тыс. рублей);
- с 1 августа 2018 года установлена дополнительная выплата классным руководителям в размере 12,5 тыс. рублей при наполняемости класса 25 учеников.
Таким образом, заработная плата московского учителя состоит из трех основных слагаемых:
- за фактически выполненный объем работы,
- за результаты (измеряемые),
- московские надбавки.
В муниципальных школах зарплата на 20% меньше, чем в региональных.
Для сравнения приведем данные Росстата по средней заработной плате учителей в других субъектах РФ с января по сентябрь этого года. Начнем с самых богатых субъектов РФ:
Санкт-Петербург – 53 491 рубль
Ханты-Мансийский автономный округ – 63 735 рублей
Ямало-Ненецкий автономный округ – 92 426 рублей
Тюменская область (без автономных округов) – 43 285 рублей
Красноярский край – 39 893 рубля
Томская область – 36 175 рублей
Новосибирская область – 31 441 рубль
Если брать самые низкие зарплаты:
Алтайский край – 22 900 рублей
Республика Марий Эл – 23 413 рублей
Псковская область – 23 700 рублей
Брянская область – 23 416 рублей
Республика Дагестан – 20 312 рублей
Средняя зарплата учителей по России – 37 697 рублей
Довольно значительно отличаются зарплаты в школах федерального, регионального и муниципального ведения. Так, в муниципальных школах зарплата учителей примерно в 1,5 раза ниже, чем в федеральных, и на 20% меньше, чем в региональных. Чем это объяснить?
Дело в том, что муниципалитет получает из регионального бюджета субвенции на зарплаты учителей и нередко перераспределяет эти средства между школами «по собственному усмотрению». Поэтому до места назначения они доходят в неполном виде. И учительская зарплата превращается в Тришкин кафтан. Посмотрим, как это происходит на практике.
Тришкин кафтан вместо системы оплаты труда
Зарплата учителя в большинстве регионов состоит из трех основных слагаемых:
– базовой части,
– компенсационных выплат за особые условия труда (вредные условия, работа в ночное время) и за дополнительную работу (заведование кабинетом, проверка тетрадей, классное руководство, занятия с отстающими и многое другое), которые должны выплачиваться в течение учебного года независимо ни от чего,
– и стимулирующих надбавок, которые не гарантированы работнику и зависят от результатов его деятельности (притом что оценить их можно только по формальным критериям).
Реально начисление стимулирующих надбавок зависит от школьной администрации, но измерения не закреплены нормативно (как в Москве) и поэтому вызывают наибольшее недовольство.
- Базовая часть зарплаты зависит от стоимости одного урока (одного часа аудиторной нагрузки) и количества этих уроков в неделю.
- Компенсационные выплаты
- сама учебная работа занимает порядка 45% времени педагога,
- еще четверть времени уходит на обеспечение учебного процесса,
- а вот оставшаяся треть – это внеурочная деятельность и организационно-педагогическая деятельность педагога.
Поскольку нормативы на ученика определяют региональные власти, стоимость одного часа может различаться в разы.
Далее учитываются различные коэффициенты: сельские, северные, дальневосточные, а также за стаж, образование, специфику работы и пр.
Размер компенсационных выплат, как и всей зарплаты, зависит от возможностей региональных бюджетов. Например, оплата за классное руководство может назначаться:
- в виде фиксированной доплаты;
- начисляться в процентном соотношении от оклада.
Рассмотрим первый вариант. В Москве фиксированная надбавка за этот вид деятельности, как уже отмечалось выше, повысилась до 12,5 тыс. рублей, в регионах в среднем ее размер колеблется от 800 до 3 тыс. рублей. Откуда взялись эти «космические» цифры?
28 декабря 2006 года вышло Постановление правительства РФ от. № 814 о вознаграждении за классное руководство в размере 1000 рублей в месяц. Субсидии на эти цели выплачивались регионам из федерального бюджета.
Но эти средства перестали перечислять после вступления в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». То есть с 1 сентября 2013 года обязательства по оплате были переданы на уровень субъектов РФ.
В некоторых случаях доплаты за классное руководство, как и за другие виды работ, назначаются по второму варианту, и в данном случае все зависит от величины оклада. Если оклад мизерный (5–10 тыс., как это чаще всего бывает), то и доплаты за разные виды работ получатся копеечные.
Нормирование рабочего времени
Вторая проблема заключается в том, что учительскую нагрузку трудно, а то и невозможно нормировать в часах, а значит, и трудно назначить за нее адекватную оплату.
Так, согласно приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536, к ненормируемой части теперь относятся и такие работы, как:
«...выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности».
Эти виды деятельности входят в функциональные обязанности учителя и не являются предметом отдельной оплаты.
В то время как в Москве оплачивается результативность, то есть эффективность этой деятельности.
По свидетельству ведущего советника Аналитического центра при правительстве РФ Инны Каракчиевой, анализ временных затрат по выполнению основных видов педагогической работы школьных педагогов показал:
Наиболее оптимальной системой в таком случае была бы окладная – чтобы в размер оплаты входили все функции учителя, независимо от нагрузки.
Либо – как в Москве – высокая базовая часть, надбавки за виды деятельности и оплата по результатам.
Неопределенность порождает нищету
В Москве высокие надбавки за результаты, классное руководство и инновационную деятельность. Это позволяет платить за объем работы, результат и развитие, притом что общий расход на одного учащегося ненамного выше, чем, например в Санкт-Петербурге.
Но вот что сообщает учитель из Санкт-Петербурга Марина Балуева. Она составила свой черный список оплат:
- Классное руководство. Где-то за него платят 800–1,5 тыс. рублей, в редких случаях 3 тыс. Однако по объему это полноценная работа на отдельную ставку.
- Проверка тетрадей. Оплачивается суммой 100 рублей в месяц. Или не оплачивается совсем.
- Работа с отстающими или выдающимися. Оплачивается крайне редко, но повсеместно вменяется в обязанность.
- Отдельные комплексные направления работы: музей, школьная газета, школьный театр, туристский или иной клуб, и все в таком роде. Оплата, неоплата или недоплата полностью на совести работодателя. Добросовестный работодатель платит, недобросовестный эксплуатирует энтузиазм или имитирует оплату редкими премиальными, или оплатой 1–2 учебных часов, тогда как работа занимает гораздо больше времени.
- «А вот всевозможные поездки, экскурсии, часто в выходные дни, и внеклассная работа: праздники, фестивали, предметные недели, конкурсы, подготовка к которым, как правило, отнимает очень большое количество времени, не оплачивается совсем.
Практикуется насильственное привлечение учителей к всевозможным работам не по профессии: уборки и ремонты, обходы квартир и прочее.
От непрофессионального легче отказаться, больше аргументов. От того, что вменяется в обязанность и даже "как бы оплачивается", отказаться значительно труднее», – отмечает Марина Балуева.
Таким образом, недовольство заработной платой вызвано не только нехваткой средств, но и неэффективной системой оплаты труда.
А московская модель может стать основой более справедливой и результативной системы оплаты труда. Кому от этого будет хуже?