В Московском департаменте образования сообщили о повышении средних зарплат учителей до 105 тыс. рублей в месяц, что на 22% больше по сравнению с прошлым годом.
С чем связан рост зарплат?
Некоторые эксперты утверждают, что рост заработных плат столичных педагогов происходит за счет сокращения рабочих мест в школах и увеличения нагрузки.
Председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Иванова начала свое выступление с того, что средняя зарплата по экономике Москвы – менее 70 тыс. рублей, а средняя зарплата учителей примерно на треть выше.
Марина Иванова подчеркнула, что высокая зарплата московских учителей не достигается за счет нагрузки.
Величина московского норматива настолько высока, что она позволяет направлять много средств на зарплату. Кроме школьного фонда оплаты труда, есть централизованные доплаты из городского бюджета за использование материалов Московской электронной школы (МЭШ), премии, гранты, которые тоже составляют весомую часть зарплаты педагогов.
Но не только материальные стимулы имеют значение.
Нематериальные стимулы
Московская городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ опросила 1989 учителей столичных школ. Опрос показал:
- 53,5% респондентов считают свою работу престижной,
- 85% оценивают свой социальный статус как высокий или средний,
- 95% учителей удовлетворены своей работой в школе.
В то же время, по мнению Марины Ивановой, «очень несправедливо то, что учителя в регионах получают зарплату в разы меньше, чем в Москве» (средняя учительская зарплата по России – около 38 тыс. рублей).
«Люди получают разную зарплату за один и тот же труд. Но в этом не виноваты московские учителя», – констатировала председатель Московской городской профсоюзной организации.
Причины разных зарплат
Главная причина кроется в 122-м Федеральном законе, принятом в 2004 году и разделившем полномочия между разными уровнями власти.
- Муниципальное управление
В результате большинство школ перешли в ведение муниципалитетов.
«Муниципальные полномочия, на мой взгляд, закончились крахом, – сказала Марина Иванова. – Региональные субвенции и трансферты недостаточны, к тому же они часто используются не туда, куда надо».
Эту позицию разделяет директор школы № 548 Ефим Рачевский. По его словам, в регионе в среднем 20–30 районов, в каждом из них – по 15–20 сотрудников, которых «тоже кормить надо».
Ефим Рачевский поставил под сомнение и компетентность муниципальных органов власти. «К федеральным и региональным требованиям они еще добавляют свои и называют это инновационными процессами», – пояснил он.
Из-за низких зарплат в регионах сегодня мы наблюдаем такое явление, как миграция учителей.
Так, из близлежащих областей учителя переезжают в Москву, снимают квартиры, благо это позволяет сделать столичная зарплата, и начинают работать. По словам Рачевского, они сегодня являются серьезными конкурентами для москвичей.
Директор привел простой пример: в этом году в его школе открылись две вакансии – учителя истории и учителя математики. На первую вакансию конкурс достиг 59 человек на 1 место, на вторую – 16 (преподаватели математики сегодня в дефиците). Но и в том и в другом случае у директора был выбор, в том числе за счет педагогов из других регионов.
- Недоплата за переработки
Еще одна из причин глубокой дифференциации в оплате труда учителей – наличие ненормируемой, трудно поддающейся расчетам части трудовой деятельности. Сюда входят не только уроки, но и подготовка к ним, заведование кабинетом, внеурочная деятельность.
По словам Ивановой, «вторая половина дня, кроме кружков, не просчитывается».
Учитель часто работает больше 36 часов в неделю (максимальная норма нагрузки, установленная приказами профильного министерства), и за переработки ему никто не платит.
Решение
Установить правильные нормативы и адекватную оплату за них – это задача Министерства просвещения.
Например, в Европе давно решили эту проблему благодаря переходу на штатно-окладную систему оплаты труда (она учитывает все виды работ за определенное количество часов, которое может быть существенно выше ставки).
Сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает такой путь оптимальным:
«Не обязательно вводить категории, как при советской власти, но надо, чтобы работники одинаковой квалификации получали одинаковую зарплату».
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов убежден, что необходимы федеральные инвестиции в систему общего образования.
Он рассказал, что депутаты вместе с Министерством просвещения принимают участие в разработке нацпроекта «Образование».
«Огромные деньги будут выделены в том числе на образовательную инфраструктуру, на модернизацию классов, на установку скоростного Интернета и строительство новых школ», – подчеркнул депутат.