Я являюсь куратором экспертного совета по информационным технологиям в образовании и науке при профильном комитете Госдумы.
И мне, казалось бы, сам Бог велел ухватиться обеими руками за идею замены традиционных курсов дистанционными.
Конечно, создавать онлайн-курсы нужно обязательно, для того чтобы расширять студенческую аудиторию, которая привыкла работать в виртуальном режиме и для которой важна возможность посмотреть и послушать ту или иную лекцию в удобное для нее время.
Но все дело в том, что образование – это процесс не только обучения, но и воспитания, и в Законе «Об образовании» воспитательная миссия стоит на первом месте.
Хороший преподаватель приходит на лекцию, чтобы поделиться не только своими знаниями, но и частью своей личности.
Я помню, как мой профессор Иван Никифорович в Омском пединституте наставлял нас: «Историю надо преподавать так, чтобы и через 25 лет не было стыдно».
Эти слова стали еще более актуальными в наше время, хотя произнесены были в прошлом веке.
Сегодня в результате так называемой оптимизации резко выросли нагрузки на преподавателей, они читают по три-четыре разных курса одновременно, и на хорошую подготовку у них не хватает времени.
А для того чтобы подготовить 1 час онлайн-лекции, как сказал мне один знакомый профессор из Санкт-Петербурга, требуется 25 часов предварительной работы.
Поэтому понятно, почему многие преподаватели возражают против полного перехода на дистанционный формат: он потребует серьезных вложений как человеческого, так и финансового капитала.
Думаю, что образование со временем будет развиваться в двух направлениях: одно – массовое, дистанционное, второе – человеческое, личностное, в котором наряду с онлайн-режимом сохранится живое общение.
И за этим смешанным форматом – будущее.