Внедрение цифровых технологий практически во все сферы социально-экономической жизни позволяет экономистам, политикам, социологам, ученым говорить о наступлении четвертой промышленной революции. В отличие от третьей (электроника и цифровые технологии, автоматизация производства, стирание граней между физическими, цифровыми и биологическими сферами), четвертая промышленная революция, в основе которой лежат сетевые технологии, привела к лавинообразным радикальным, динамичным, масштабным и сложным по своим последствиям переменам не только в науке и экономике, но и в социальной сфере, общественной и частной жизни, образовании.
Основные особенности развития российского общества и экономики в условиях четвертой промышленной революции нашли отражение в Национальной технологической инициативе (постановление правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»). Требуется разработать на основе долгосрочного прогнозирования (до 2035 г.) системные предложения по определению и развитию ключевых технологий с учетом основных трендов мирового развития, исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя. К таким ключевым технологиям относятся: большие данные, искусственный интеллект, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, новые производственные технологии, сенсорика и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Что касается социально-общественной жизни, можно утверждать, что с развитием цифровых технологий человечество вступило в новый период своего цивилизационного развития – это сетевое общество, формирующее новую сетевую культуру человека, сетевое самосознание, охватывающее сферы духовности, социального взаимодействия, технологий. Сетевое общество характеризуется новыми взаимоотношениями между людьми, машинами и природой (Интернет вещей, нейронет), всеобщей доступностью знания, преобладанием ценности взаимодействия над приматом институтов, персонализацией, а не массовостью. На основе анализа больших данных развивается новая методология науки, образования, медицины и пр.
Бурное развитие социальных медиа (коммуникация в сети Интернет) породило новую форму общественного сознания – социальные сети как самый общественный продукт цифровой культуры. Социальные сети, определяемые в общепринятом смысле как интернет-площадки, позволяющие зарегистрированным на них пользователям размещать информацию и общаться друг с другом, являются по сути своей лишенным границ виртуальным пространством для взаимодействия и коммуникации. Социальные медиа существенно расширяют и одновременно идентифицируют коммуникацию, меняют взаимоотношения человека и общества независимо от уровня образования, социально-экономического положения, конфессиональной, национальной, этнической принадлежности, состояния здоровья и пр.
Для сетевой культуры общества характерны сетевая логика использования информации, непрерывно обновляющаяся сетевая экономика с размытыми пространственными и временными границами, постоянная инфляция трудовых квалификаций, размывание традиционных моделей занятости, принципиально новые компетенции человека (главной из которых становится компетенция по обновлению компетенций), формирование «сетевой личности» как новой формы идентификации человека, новой формы развития личности. Новым фундаментальным явлением в человеческой культуре оказывается персонификация каждого человека в сети. Взаимоотношения между субъектами в сети приобретают все более сложные формы.
Глобальный Интернет, развитие социальных сетей привели к новой «онлайновой» идентификации человека. Важнейшей задачей становится развитие процессов управления собственной идентичностью человека, в том числе в социальных сетях. Принципиальное значение приобретают новые методы и механизмы формирования духовности, этики, морали, нравственности в сетевом обществе, центром которого является человек, способный безгранично расширять знание, набор связей, направления и способы взаимодействия.
Уникальность четвертой промышленной революции состоит в растущей гармонизации и интеграции большого количества различных научных дисциплин, что предъявляет другие требования к системе образования. Это прежде всего формирование когнитивных и системных способностей, навыков решения сложных задач, создания нового знания и обработки данных, общения, управления ресурсами и собственным поведением, формирования личностных качеств обучающихся и пр.
Развитие цифровых технологий и социальных сетей привело к обновлению ценностно-смысловой основы общества и образования. Появляется новый тип обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, соединяющих вместе учебу, работу и личностное развитие. Будущее (и настоящее) – за сетевыми образовательными технологиями, которые будут обеспечивать персонализацию образовательного процесса (включая обучение по требованию – Learning on demand) и академическую свободу обучающихся в выборе содержания, форм, методов, места и времени обучения.
Таким образом, в социокультурной сфере в сетевом обществе происходят еще более глобальные и масштабные трансформации, кардинально меняющие (или подвергающие критическому испытанию) то, как мы живем, учимся, работаем и относимся к себе и друг к другу.
Четвертая промышленная революция породила в сфере образования эпоху наиболее радикальных перемен с момента появления печатного станка Гутенберга, «Великой дидактики» Я.А. Коменского, появления национальных систем образования. Основной источник перемен – не само образование, а совокупность вызовов, стоящих перед ним, в том числе новые технологические, политические, социальные, культурные и экономические контексты, факторы сложности и неопределенности.
Цифровизация (digitalisation) мировой системы образования прошла несколько этапов. Первый: 1990–2011 гг., оцифровка действующих учебных материалов и практик. В 2011 году появились массовые открытые онлайн-курсы (МООК), когда элитное образование стало доступно всем. Сегодня мы переходим к образованию на основе больших данных (Big Data), когда система анализирует большое количество данных об образовательной деятельности обучающихся и предлагает оптимальный образовательный маршрут.
К основным особенностям, порождаемым цифровой эпохой в этой сфере, можно отнести:
1. Образование становится крупнейшим нематериальным активом любого государства. Значит, его формирование и капитализация должны быть максимально управляемыми.
2. Развитие цифровых технологий и телекоммуникаций сетевого общества изменяет способы создания, передачи и фиксации знания, процесс личностного развития человека, его самоидентификации. Поэтому образование, удовлетворяющее разнообразные потребности сетевого общества, также должно стать сетевым.
3. Цифровые технологии транснациональны и транскультурны, общедоступны и относительно дешевы, что делает общедоступным любое знание.
4. Значительная часть инноваций в образовании уже сегодня реализуется через образовательно-технологические стартапы. В результате вне формальной системы образования возникает быстрорастущий рынок образовательных услуг, который может в короткие сроки сузить сферу применения традиционных образовательных систем, привести к созданию новых образовательных стандартов, отвечающих формирующимся и быстро изменяющимся запросам и потребностям потребителей.
5. Динамика развития экономики в условиях неопределенности, быстрая смена технологий создает спрос на новые компетенции и формы подготовки:
‒ навыки и компетенции XXI века;
‒ «высокоскоростное», в том числе неформальное, образование под узкий круг задач;
‒ образование «на протяжении жизни» («дообразование», «образование по требованию», постоянное получение новых знаний и компетенций формально, неформально, информально) в условиях стремительных технологических, экономических, социальных и культурных изменений.
Четвертая промышленная революция, новые платформы для производства на основе цифровых технологий меняют практически у нас на глазах всю мировую систему экономических, торговых, социальных и политических отношений. Происходит смена культурно-образовательных парадигм и смыслов, от человека требуются компетентности нового формата (навыки и компетенции XXI века, или Глобальные навыки):
- личностные качества, черты характера, которые помогают адаптироваться к стремительным изменениям окружающей среды (система духовно-нравственных ценностей, любознательность, инициативность, настойчивость, умение работать на результат, лидерские качества, социальная и культурная включенность в общественную жизнь и пр.);
- компетенции, которые помогают решать более сложные задачи, в том числе в ситуации неопределенности и быстрых технологических изменений окружающей среды (критическое мышление, креативность, творческое мышление, умение общаться, работать в коллективе, конструктивно взаимодействуя с другими членами команды);
- базовые знания, умения и навыки, которые помогают решать повседневные задачи (навыки осмысленного чтения и письма, математическая грамотность, финансовая и предпринимательская грамотность, естественнонаучные знания, ИКТ-грамотность, культурная и гражданская грамотность и пр.).
Только в условиях использования цифровых технологий и развития единой цифровой образовательной среды (как формы социальной сети) происходит одновременное эффективное формирование комплекса личностных качеств человека, который принято называть навыками и компетенциями XXI века.
Как следствие, необходима существенная реорганизация всех уровней образования, создание его новой «архитектуры», не линейной, а матричной (сетевой) с использованием новых (постоянно обновляющихся) образовательных технологий, основанных на возможностях сетевых технологий, непрерывное обновление содержания образования.
В настоящее время особенно важно четко определить, что включает понятие «базовое общее образование» – как с точки зрения его содержания, так и с учетом возраста обучающегося. Образование сетевого общества персонифицировано, вариативно и разнообразно, оно становится своеобразной «матрицей возможностей» человека на протяжении жизни. Оно должно не только формировать у человека научную картину мира, но вместе с тем создавать условия для его личностного развития, формирования компетенций успешной, эффективной и безопасной жизнедеятельности, удовлетворять любые стремительно меняющиеся образовательные запросы.
В нашей стране процесс «цифровизации» образования затянулся. В среднем мы отстаем от мировых трендов на 6–8 лет. Мы до сих пор используем технологии хаотично, редко и не всегда удачно, ради самого эффекта использования технологий. Важнейшая задача сегодня – «умная» интеграция технологий в образовательный процесс, когда они становятся его органичной основой и неотъемлемой частью.
В настоящее время во исполнение пункта 2 Перечня поручений президента Российской Федерации по реализации послания президента Федеральному собранию Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № Пр-2346 разработана и утверждена стратегическая программа «Цифровая экономика», особое место в которой отведено подпрограмме «Кадры и образование». При ее разработке учтены как вызовы сетевого общества и четвертой промышленной революции, так и опыт российских образовательных организаций, компаний, в том числе стартапов в области образования (которых не так и мало). Реализация программы потребует большой согласованной работы педагогов, ученых, бизнеса, органов исполнительной и законодательной власти.