Ситуация 2020 года вызвала очень много проблем, в том числе в сфере образования. Один из самых острых вопросов – это даже не организация обучения «на удаленке», а те проблемы, которые возникли из-за отношения семей к дистанту.
Причем, как это обычно бывает, родители раскололись на две группы: одна – категорически против онлайн-занятий, другая – занимает более нейтральную позицию, понимая, что мир изменился, и жизнь никогда не будет прежней.
Я думаю, что для всех семей полным шоком оказалось то, что буквально в течение одного-двух дней внезапно школьные классы переместились в их квартиры, и они стали свидетелями того, как система образования героически преодолевала внезапно свалившиеся на нее сложности.
И надо сказать, учителя справились с этими проблемами достаточно быстро, потому что в течение апреля основная масса «нестыковок» была снята.
Конечно, родители были сильно раздражены из-за того, что не у всех был интернет и компьютеры, особенно в семьях с двумя и более детьми. Мы все помним, как на Алтае и в Башкирии родители отвозили детей на трассу, чтобы «словить» доступную сеть и сотовую связь для онлайн-уроков.
Но, наверное, самое большое обострение родительского недовольства по поводу дистанта возникло уже в сентябре. Оно было связано прежде всего с тем, что родители вышли на работу, детей было не с кем оставить, и с этим были связаны вполне обоснованные претензии и требования, чтобы обучение перешло в очный режим.
Парадоксально, но в этой ситуации вопрос безопасности и здоровья детей почему-то отошел на второй план.
На самом деле никакого дистанта не было, вместо этого ввели режим удаленного доступа, и мы стали свидетелями перехода к сетевому, цифровому образованию.
Накоплен большой опыт в этой сфере, учителя освоили новые педагогические технологии, дети чувствовали себя достаточно комфортно, но это не уменьшало трудностей, которые возникли у семей в связи с занятостью на работе.
А вторая половина родителей вполне осознанно смотрела на онлайн-обучение как на некую новую возможность, им стало психологически проще и удобнее организовывать образование для своих детей. Вместо пустого времяпрепровождения дети стали более мотивированными к использованию образовательных ресурсов.
В то же время часть родителей осознала, что сеть таит в себе не только колоссальные возможности, но и не меньшие риски.
Когда одни семьи ратуют за то, чтобы «не пущать» детей в виртуальное пространство, вторые, наоборот, приветствуют общение детей между собой в социальных сетях – тех, которые знакомы и понятны родителям.
Не стоит драматизировать ситуацию вокруг отношения семей к дистанту, каким бы резким оно ни было. Управление системой образования отнеслось к этим выступлениям достаточно здраво, не предпринимая каких-то неверных шагов.
Надеюсь, что из этой ситуации мы все выйдем обновленными, понимая, что мы преодолели точку невозврата в «доковидное» прошлое, и дети овладели необходимыми цифровыми компетенциями. По моим наблюдениям, педагогам и директорам школ на первом этапе просто не хватило личного опыта общения в социальных сетях, для того чтобы вести правильный диалог с родителями. Но теперь такой опыт появился, и мы выйдем на достаточно ровную ситуацию в первом полугодии 2021 года.