Качество образования // Статья

Сетевая трансформация образования


Сетевая трансформация образования
Иллюстрация: stoneclinic.com

Становление сетевого общества как нового этапа развития человеческой цивилизации кардинально изменило контекст, а затем и стиль жизни человека и общества в целом, который продолжает стремительно меняться на наших глазах.

Конвергентная сетевая социокультурная среда – принципиально новый контекст социальной ситуации воспитания, формирования и развития личности человека на протяжении всей жизни. Он характеризуется совокупностью изменений (тенденций, вызовов), отражающих особенности современного этапа развития человеческой цивилизации, формирующих новый стиль жизни человека.

Это прежде всего смена технологического уклада жизни как результата самой масштабной информационной революции в истории человечества с последовавшими качественными изменениями в науке, экономике, социальной сфере, общественном сознании, беспрецедентные по системности, глубине, всеохватности и динамике.

Принципиальное отличие предыдущих и следовавших за ними информационных, технологических революций от сетевой заключается в том, что, если ранее речь шла о замене физического труда человека машинами, то сегодня речь идет не только об этом, но и о рутинных умственных задачах и процессах, в том числе на уровне принятия решений. Искусственный интеллект не заменит человека, хотя бы потому что он создается человеком. Перед системой образования сегодня стоит новая задача подготовить человека к эффективному взаимодействию с искусственным интеллектом. Рынку труда уже сегодня нужны люди, которые эффективно используют его, правильно ставя задачи, оценивают результаты и верифицируют полученный результат.

Динамично меняющаяся экосистема человека в условиях сетевого общества претерпевает постоянные изменения. Ведущую роль в этом играют разнообразные появляющиеся и непрерывно обновляемые цифровые устройства, программные, платформенные и средовые решения, трансформирующие традиционные и порождающие новые виды человеческой деятельности и культурные практики, расширяющие функциональные возможности человека.

Цифровизация помимо революционных сдвигов в цепочке «сбор–накопление–хранение–обработка информации» породила и массовый запрос на создание новой информации как главной ценности и стоимости современной экономики. Это принципиально изменило роль человека в сетевом пространстве, коммуникации, изменило соотношение сил в системе «человек – информация». И если еще 20–30 лет назад человек в основном был потребителем информации, то сейчас он – ее основной производитель и поставщик. И эта новая роль ставит во главу угла развитие мышления (творческого, креативного и критического), эмоционального интеллекта и прочего, что и определяет новые требования к образованию.

По сути дела цифровизация в значительной степени явилась основой процессов глобализации на фоне снижения качества информации, сложности отделения «зерен от плевел». Одно из последствий – возрастающий разрыв между образованием, в том числе школьным, и реальной жизнью, поиск путей трансформации образования (аналогия с «Великой Дидактикой и Университетом Гумбольдта в предшествующие эпохи).

Наиболее прорывным за последние два десятилетия в изменении экосистемы человека явилось развитие социальных сетей (сетевого взаимодействия) – одного из ключевых средств коммуникации, доступных сегодня каждому человеку независимо от его статуса и места проживания.

Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей жизни, открыли новые возможности для развития человека, являясь источником новых идей, мотивирующих к познанию и развивающих критическое мышление, позволяющих найти единомышленников, ощутить собственную значимость, сформировать команду, найти интересную работу. Немаловажно то, что общение в соцсетях позволяет освоить и совершенствовать иностранные языки, создает неограниченные возможности для самовыражения и самопрезентации, построения личного бренда. Не говоря уже об образовательных возможностях – найти информацию, экспертов, договориться о консультации и прочее.

Поэтому учение, воспитание, формирование и развитие личности сегодня происходит в гораздо более сложной социокультурной конвергентной образовательной экосистеме.

Сетевой характер жизни человека определяет мобильность, гибкость и адаптивность как ключевые характеристики формирующейся/сформировавшейся новой социальной общности. Эта общность адаптирована к жизни в условиях неопределенности и стремительных изменений, поддерживает ценности личной уникальности, разнообразия и вариативности, обладает высокой креативностью и мобильностью. Сегодня сетевая общность охватывает не только молодежь, но и людей всех возрастов, то есть каждого из нас.

Революционность социальных сетей состоит и в том, что коммуникация в них носит горизонтальный, неиерархический, децентрализованный характер (см. контекстное образование, сетевую коммуникацию), обеспечивая партнерское и командное взаимодействие человека в разных формах и видах его постоянно меняющейся деятельности, решении разнообразных жизненных задач. Это в свою очередь потребовало серьезного роста внутреннего контроля, самостоятельности и ответственности человека, изменения механизмов социального управления, а также трансформации ментального и социально-психологического уровней, перенастройки системы межличностных отношений.

В экономической сфере быстрые изменения и рост разнообразия продукции, преобладание мелкосерийных производств привели к отходу от традиционных моделей подготовки человека, «встроенного в экономику», в пользу ценностей самостоятельности, самовыражения, адаптивности и креативности, командности, субъектности и личностного роста, мотивации; превращению профессии из набора трудовых функций (набор знаний, умений и навыков) в персонализированный, постоянно обновляющийся набор компетенций и, как следствие, росту мотивации каждого человека. Профессиональная (и не только) деятельность становится все более полипрофессиональной, интеллектуальной, «умной», насыщенной разнообразными коммуникациями, в том числе с инструментами искусственного интеллекта.

Растет также значимость управленческих навыков – планирования деятельности, тайм-менеджмента, формирования команд и командного взаимодействия, проектной деятельности, контроля, самоконтроля, оценки и так далее.

Перечисленные тенденции и особенности контекста сетевого мира теснейшим образом связаны, переплетены, неотделимы друг от друга. Они влияют на жизнь отдельного человека, больших и малых групп людей и общества в целом, меняя иерархию и систему ценностей, образ мышления, деятельность, картину мира, формируя новый стиль жизни человека и общества (см. контекстный подход). Соответственно, вопросы духовно-нравственного развития, этики, системы ценностей выходят как никогда на первый план, определяя успешность человека и общества в целом.

Научный анализ понятия «стиль жизни сетевого общества» позволит дать ответ на вопрос: каким глубоким, системным должно быть образование в сетевом обществе, каким должно быть содержание образования в сетевом обществе и прочее.

Как меняется дидактика образования, образовательный процесс в целом, требования к конструированию конвергентной сетевой социокультурной образовательной среды, формирования и развития личности на протяжении жизни:

– Зачем мы учим?

– Что определяет эффективность учения?

– Что определяет эффективность деятельности педагога?

– Навыки и компетенции, личностные качества, которые нужны человеку не только сегодня, но и в будущем, которого мы пока не знаем.

I. Контекстный подход

Если говорить об актуальных компетенциях человека в контексте современного стиля жизни, то к ним можно отнести:

  • общение на родном и иностранном языках;
  • социальные навыки (в том числе продуктивное и безопасное сетевое взаимодействие);
  • сформированную субъектность (активную самостоятельность, гибкость, открытость, в том числе к новому в учении);
  • ИКТ-компетентность, базовые компетенции в науке и технологиях;
  • инновационность и предпринимательство;
  • способность к межкультурному взаимодействию;
  • сформированную сетевую культуру и безопасное сетевое поведение.

Выпускник должен быть готов к сложному, многофакторному и динамично формирующемуся будущему, что требует также высокого уровня общей культуры, личностного развития.

Все это говорит о том, что сегодня назрела необходимость уже не в реформах, а в системной трансформации системы образования.

Результат реформы – усовершенствованная существующая система.

Результат трансформации – другая система, основанная на иных ценностях, мышлении, результатах.

Современная молодежь должна быть готова не только к сегодняшним вызовам, но прежде всего к непредсказуемости будущего, а это:

  • адаптация к неопределенности;
  • прогнозирование изменений;
  • управление динамичной сложностью;
  • развитие субъектности;
  • обеспечение равенства возможностей для каждого;
  • частая (зачастую кардинальная) смена деятельности.

Обновленные ФГОС общего образования предполагают применение контекстного обучения и включение контекстов современной жизни в образовательный процесс. Это проявляется, например:

  • в обновлении содержания образования, его контекстуализации как приближении к реальным ситуациям, направленности на реализацию готовности обучающихся к жизни и работе в реальных контекстах современного изменяющегося мира;
  • в приверженности практико-ориентированной, исследовательской и проектной деятельности, инициируемой обучающимся на основе его уникального субъектного опыта, сложившегося в реальной жизнедеятельности;
  • в развитии личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых, нестандартных задач с целью адекватной ориентации в современном мире.

Соответственно, современный учитель должен уметь не столько передавать знания, сколько формировать у обучающихся готовность к разным аспектам реальной жизни – интеллектуальным, эмоциональным, культурным, социальным, технологическим, сетевым и прочим, демонстрировать навыки горизонтального взаимодействия с обучающимися, их родителями, коллегами.

Учитель, чья миссия – воспитывать гражданина России, должен принимать ценности российского гражданского общества, разнообразие окружающего мира, исключать предвзятость в отношении других народов и культур, вдохновлять молодежь на творчество и креативность, воспитывать эмпатию, формировать личностные качества у обучающихся, обеспечивающих их успешное будущее.

2. Роль горизонтального взаимодействия в образовательных сетях

Учитель должен непрерывно осваивать новые педагогические технологии, такие как: персонализированное и адаптивное обучение, игровые технологии (геймификация), исследовательская и проектная деятельность, современные технологии воспитания в сетевой среде, развитие эмпатии, информационно-коммуникационные технологии, виртуальная и дополненная реальность и прочее.

Обучение в продуктивном горизонтальном взаимодействии совместной деятельности и сотрудничестве обучающихся, их семей и педагогов, других специалистов, в том числе сетевом – одна из основ трансформации образования в сетевом обществе.

На наших глазах за несколько лет произошел переход от учения с использованием ресурсов отдельной образовательной организации к использованию возможностей разнообразных образовательных сетей, кластеров и сообществ, формирующих образовательные экосистемы на муниципальном, региональном, национальном и глобальном уровнях. В этой ситуации искусственный интеллект играет роль третьего субъекта. В качестве примера сетевых образовательных сообществ можно привести следующие:

  • Платформа МЭО – экосистема цифровых образовательных ресурсов
    для непрерывного обучения и развития детей;
  • Всероссийская лига педагогов, объединяющая более 15 тысяч педагогических работников, позволяет участвовать в сетевых тренингах, делиться с коллегами методическими наработками, принимать участие в конкурсах и получать ответы на сложные методические вопросы от ведущих экспертов в сфере образования;
  • Сетевые wiki-сообщества педагогов. Wiki-формат позволяет педагогам самостоятельно редактировать содержание страниц. Благодаря этому в сообществах поднимаются вопросы, которые волнуют педагогов, позволяют проявлять креативность и решать актуальные проблемы педагогической практики. Наиболее известным сетевым wiki-сообществом является сообщество «Тамбов-Вики».

Их объединяет учение в сотрудничестве, партнерство в горизонтальном взаимодействии, поощрение креативности, творчества и самостоятельности в образовательной деятельности. По сути дела, они превращаются в важнейший компонент трансформации образования.

Большинство образовательных сетей создается учителями, распространяющими свои методики и опыт, поскольку сегодня как никогда ранее опыт учителей, обмен педагогическими практиками определяет развитие образования, а не образовательная политика, которая зачастую носит неоконсервативный, противоречивый характер.

Развитие образования через сотрудничество, путем обмена педагогическим опытом в сетях уже до пандемии получило достаточно широкое распространение. Сегодня это характерно для всех форм и видов человеческой деятельности: экономической, политической, социальной. Мы видим усиливающуюся взаимосвязь и взаимозависимость всех процессов и явлений, формирующих новую сетевую культуру человека, в которой совместная деятельность и сотрудничество, продуктивное взаимодействие находятся в приоритете, обеспечивают командный и личностный успех.

Взрывное распространение образовательных сетей является в том числе следствием трех тенденций:
  1. Децентрализация образования, которая происходит либо неформально, либо при поддержке органов управления образованием разного уровня, обеспечивая взаимодействие и совместную образовательную деятельность между различными участниками образовательных отношений, в том числе в рамках реализации государственной образовательной политики.
  2. Влияние отечественных международных сравнительных исследований, акцентирующих внимание на совершенствовании системы образования в целом, предполагающей горизонтальное взаимодействие и сотрудничество участников образовательных отношений внутри системы.
  3. Реакция на реформы, спускаемые сверху вниз, которые не демонстрируют ожидаемые результаты.

Сегодня учение происходит в сложной экосистеме, которую невозможно контролировать централизованно, поскольку экосистема – содружество (сообщество) образовательных сетей.

Вслед за образовательными сетями, развивающимися и совершенствующимися благодаря своим участникам, образовательные организации во главе со школьными командами, заряженными на результат, также становятся «самоучащимися», «самообучающимися», саморазвивающимися, трансформирующими свою деятельность на основе собственного опыта, превращаясь в серьезный драйвер изменений.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube