BIG DATA // Статья

ChatGPТ. Новая матрица образования


ChatGPТ. Новая матрица образования
Фото: hightech.fm

Буквально несколько недель назад в сети появилось сообщение о том, что студент РГГУ написал диплом с помощью ChatGPT, то есть сформулировал тему дипломной работы, обозначил основные проблемы и задачи исследования, предполагаемые результаты, и через несколько минут искусственный интеллект (ИИ) выдал ему текст диплома, который был благополучно сдан, получив соответствующую оценку.

Это известие взорвало образовательное сообщество, все очень заинтересовались ChatGPT, который, к слову, появился 30 ноября 2022 года.

Сразу же пошла волна запретов, прежде всего на его использование в образовательных учреждениях, например, в школах Нью-Йорка. Все заговорили об академической нечестности, о том, что теперь невозможно будет проверить работы подобного рода на фейки, плагиат и тому подобное, что это подрывает основу образования. Подчеркну, существующего, сегодняшнего образования.

На самом деле, возможно, мы стали свидетелями одной из величайших революций в истории мирового образования, точнее сказать, в жизни человека и общества. А может быть, ее продолжения, которое началось несколько десятилетий назад, с тех пор как человек создает все новые и все более впечатляющие возможности использования новых технологий для решения самых разных жизненных задач.

В этом плане важно задуматься не над тем, как защитить себя от ChatGPT – от этого защитить невозможно, а наоборот, постараться понять, как это повлияет на жизнь человека и каким образом сделать этот инструмент полезным для всех и для каждого.

Давайте задумаемся, что произошло.

Когда случилась первая информационная революция (к этому моменту можно отнести появление письменности), человек получил возможность передачи и хранения информации. И мы до сих пор пользуемся уникальными текстами тысячелетней давности, которые позволяют нам проникнуть в мир истории человеческой цивилизации.

Следующая масштабная информационная революция – это появление печатной книги. Она не только обеспечила более эффективное хранение, передачу и распространение информации, но и, как следствие, породила величайший взрыв в науке, культуре, великие географические открытия, вообще эпоху Просвещения, плодами которой мы пользуемся и восхищаемся до сих пор.

Пропуская другие исторические этапы, обращу особое внимание на появление компьютера, который перерабатывал огромные объёмы информации и решал сложнейшие задачи буквально за секунды. Результаты нам хорошо известны – научно-техническая революция; освоение космоса, энергии атома, прорывы в технологиях и многое другое. Наконец, появился интернет, который дал нам доступ к огромным массивам информации, по сути дела, ко всему человеческому знанию, привел к серьезным сдвигам в экономике, социальной сфере, науке, культуре и существенно изменил жизнь и деятельность каждого человека.

Но все эти революции были связаны с тем, что они давали новые возможности хранения, передачи и использования информации, порождая развитие новых технологий, орудий производства, освобождая человека от рутинного, главным образом физического труда.

Сегодня мы столкнулись с тем, что искусственный интеллект, о котором мы долго говорили – где-то с опаской, где-то с интересом, где-то с отрицанием, где-то с восхищением – неожиданно предложил продукт, позволивший человеку формулировать искусственному интеллекту (ИИ) задачу, которую он в той или иной степени успешности выполняет.

Если осмыслить то, что произошло, я хочу напомнить, что полтора года назад мы вместе с моим коллегой И.С. Сергеевым выдвинули гипотезу, что от дидактики, когда между педагогом и обучающимся стоял вербальный способ коммуникации (Сократ, Аристотель), который затем перешел к дидактике, когда между педагогом и учеником встал учебник, библиотека, а учитель обеспечивал передачу информации, используя самые разные источники и методы передачи информации, формируя в голове ребенка знания и навыки их применения (Я.А. Коменский), мы пришли к дидактике сетевого общества, где в безбрежном море информации между учителем и учеником появляется искусственный интеллект как универсальный инструмент многопозиционной коммуникации между всеми участниками образовательных отношений, выстраивая персональную образовательную траекторию для каждого ученика. Эта гипотеза получила подтверждение с появлением ChatGPT, когда нейросеть помогает человеку решать практически любые его когнитивные жизненные задачи, в отличие от предыдущих эпох, облегчающих не физический, а рутинный интеллектуальный труд человека.

Что в этих условиях происходит с образованием?

Мы давно уже говорим о том, что от образования и передачи знаний мы перешли к образованию освоения различных форм его практического применения во всех формах и видах деятельности человека. Именно здесь мы заговорили о контекстном подходе, о субъектности, об изменении ценностно-смысловой сферы человека, о значимости проектной и исследовательской деятельности, меж– и трансдисциплинарности. Заинтересовались тем, как сегодня меняются психофизиологические особенности человека, его высшие психические процессы, особенности развития личности в условиях взаимодействия в социальных сетях. Исследования этих вопросов показывают, что сейчас надо думать не о том, как запретить, не допустить использование инструментов, подобных ChatGPT, а наоборот, каким образом поставить его на службу человеку. Как в свое время произошло с книгой, калькулятором, компьютером и прочим.

Ведь, если провести историческую аналогию, раньше инженер сначала делал наброски на листе бумаги, использовал линейку, карандаш, циркуль, другие примитивные инструменты, потом появились логарифмическая линейка, кульман, наконец, Автокад (Auto Cad) и ему подобные программы – но это все инструменты для реализации идей человека на бумаге или компьютере, которые, оптимизируя работу инженера, позволяли добиться лучшего результата, получая необходимую информацию из интернета в том числе. Сегодня же инженер получил возможность сформулировать задачу искусственному интеллекту. Например, необходимо разработать крыло самолета из композитных материалов с определенными характеристиками. ИИ выдает соответствующее предложение, которое попадает на экран компьютера.

Здесь оговорюсь, что особенностью этих инструментов является то, что выданный вариант решения поставленной задачи будет основан на том знании, которое было актуально на момент закачки его создателями в период создания соответствующей версии, то есть в любом случае этот текст будет создан либо на основе знания настоящего, либо, что скорее всего, на основе знаний недавнего прошлого.

Искусственный интеллект, по крайней мере пока, не сможет заглянуть в будущее, спрогнозировать его. Поэтому ключевыми здесь являются широкие знания человека в различных областях деятельности, креативность, творчество, широта взглядов, умение выстраивать коммуникацию, критически осмысливать, анализировать информацию, проверять ее на достоверность, неординарность мышления, смелость суждений, способность четко, кратко и ясно излагать мысли и делать выводы, создавать команду, способную проанализировать информацию, выработать соответствующие предложения. Для инженера важнейшими окажутся те качества, которые ему уже присущи, в том числе правильная постановка задачи, но на новом, существенно более высоком уровне возможностей. Это также относится и к ученым, учителям, военным, деятелям культуры. Возьмем, к примеру, такую важную задачу, как планирование семейного летнего отдыха или подбор заданий для определенного класса по геометрии.

Поэтому новая и самая главная задача современного образования – это способность сформировать у человека умение правильно поставить задачу для нейросети с целью получения наиболее оптимального ответа на тот вопрос, который стоит в данный момент перед конкретным человеком или командой.

Важно уже с самого раннего возраста формировать систему ценностей, развивать критическое мышление, субъектность, формировать у ребенка умение правильно организовывать свою деятельность, формулировать цели и задачи, организовывать процесс достижения планируемых результатов, обеспечивать его ресурсно, в том числе используя новый колоссальный потенциал, который нам предоставляют высокие технологии. Конечно, здесь крайне важно дать возможность каждому ребенку осваивать знания из самых разных областей наук в конкретной проектной, исследовательской деятельности, привязывая задания к разным контекстам быстро меняющейся реальности.

В целом система образования уже к этому подходит. Многое в этом направлении реализуется в повседневной практике многих школ. Сегодня это массовая одаренность, креативность, уникальность – все то, что необходимо формировать в каждом человеке и, конечно, персонализация всего образовательного процесса под конкретного ученика. Это основа настоящих и будущих технологических прорывов, превосходства в экономике, социальной сфере, технологиях.

Мы с вами являемся свидетелями того, как буквально на наших глазах трансформируется жизнь человека, формируя его новый мир, который мы должны научиться конструировать, создавать, осмысливать, делать его нужным, полезным, важным для всех и каждого из нас. Кто выиграет в этой гонке образования, тот будет владеть миром. Не случайно в требования к дипломным работам выпускников школ Международного бакалавриата включено разрешение использования ChatGPT как одного из источников. Это, с одной стороны, решает вопрос академической честности, с другой стороны, демонстрирует способность эффективного использования ИИ в собственной деятельности, в том числе критического осмысления материала, сгенерированного ИИ.

Кембридж и Оксфорд разрешили студентам использовать ChatGPT в учебе за исключением написания курсовых и дипломных работ.

Профессор Б. Vira, вице-канцлер Кембриджа по образованию, заявил о том, что мы должны признать, что ИИ – новый инструмент в руках людей, и сегодня необходимо адаптировать процессы учения и обучения, оценивания образовательных достижений, обеспечивая их целостность в условиях использования ИИ.

ChatGPT превышает все предыдущие рекорды по росту количества пользователей – почти 2 млн в день, а в ближайшее время, с выходом новой версии, я уверен, почти каждый будет иметь в своем гаджете, компьютере, буквально в своих руках нового друга в виде искусственного интеллекта, который уже к лету 2023 года, как предполагается, достигнет возможности мыслить и даже чувствовать на нашем с вами уровне.

Недавно в книжном магазине торгового центра Дубай Молл открылся отдел книг, написанных ChatGPT!!! В этих книгах он пишет о себе, учит пользоваться собой и зарабатывать деньги на себе!

Нельзя не сказать о том, что наравне с невероятными возможностями решения практически любых когнитивных задач, неизмеримо преумножающих уникальность и креативность человека, инструменты ИИ несут в себе и серьезные риски.

Не случайно вопросы этики ИИ являются ключевыми в национальных и международных повестках. Это и использование новых возможностей в преступных целях, нарастание социального неравенства и прочее. Ключевую роль здесь играет не только создание соответствующего законодательного и нормативно-правового регулирования ограничений в создании и применении ИИ, но и система образования, прежде всего обеспечивающая воспитание, формирование и развитие личности человека, жизнедеятельность которого происходит в условиях наиболее яркого и слабопредсказуемого перехода в истории. Его успешность и безопасность сегодня формируется в группах детского сада, школьных классах, студенческих аудиториях.

Но ChatGPT – только первый шажок на увлекательном пути в новый мир, мир нейросетей и новой системы образования. И я хочу сказать каждому из нас – «добро пожаловать!».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube