Образовательная политика // Статья

С новым учебным годом! С новым учебным счастьем!

1 сентября, в День Знаний, по решению федерального Минобрнауки во всех школах страны пройдет тематический урок «Россия, устремленная в будущее».

С новым учебным годом! С новым учебным счастьем!
Третий сон Веры Павловны... (с) Вести образования

1 сентября, в День Знаний, по решению федерального Минобрнауки во всех школах страны пройдет тематический урок «Россия, устремленная в будущее» – «для школьников всех возрастов начиная с 1-го класса».

На министерском сайте сказано, что программа урока должна быть «основана на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, отраженных в проекте Стратегии долгосрочного социально-экономического развития до 2035 года, разрабатываемой в настоящее время Правительством РФ», а «среди основных направлений, рассматриваемых на уроках, предлагается обсуждение развития инновационной российской экономики (перспективные проекты, в которых молодые люди смогут найти свое место после окончания учебных заведений), освоение российских территорий и пространственное развитие России (например, проект «Дальневосточный гектар»), сохранение природы, наука и технологии, а также государственная безопасность и политика».

И вот я пытаюсь представить себя на месте ученика любого класса (особенно начального и среднего звена), который, еще с каникулярным ветром в голове и весь под впечатлением от так изменившихся за лето друзей, в первый же час новой школьной жизни с восторгом детской увлеченности включается в обсуждение «развития инновационной российской экономики, освоение российских территорий, а также государственной безопасности и политики». И, признаюсь честно, у меня захватывает дух от мысли побывать на таком уроке и послушать, что и как будет говорить и делать учитель – всё прекрасно понимающий умный взрослый человек.

Впрочем, авторы рекомендаций нашли способ помочь учителю не выглядеть совсем уж нелепо: они предложили ему повести с детьми речь о «перспективных областях применения собственного таланта через три, пять или десять лет, а также возможностям собственного развития в России» (эта «возможность собственного развития в России» звучит особенно пикантно). «По мнению экспертов», – продолжают авторы рекомендаций, видимо, не вполне разделяя это мнение, – «школьникам необходимо осознавать свое место в современной России и ее развитии, ясно представлять себе возможности построения карьеры, создания семьи в гарантируемых государством условиях экономической и социальной безопасности».

Могут ли быть у кого-то сомнения, что, «обсудив» это всё в течение 45 минут, ученики войдут в новый учебный год, неся в душах и сердцах светлый образ «России, устремленной в будущее»?

Но серьезный учитель, следуя процитированным рекомендациям, обязательно захочет лично ознакомится с проектом «Стратегии долгосрочного социально-экономического развития до 2035 года» – ведь именно на этом документе должна строиться программа урока. Что ж, работа с ним не займет много времени – текст Прогноза имеет объем в каких-то 6,2 Мб (если не считать еще 13 приложений про макроэкономические показатели и индексы-дефляторы).

… А мне, знаете ли, вспоминаются «Наставления воспитанникам, читанные Александром Куницыным, адъюнкт-профессором нравственных наук» при открытии Царскосельского лицея 19 октября 1811 года. Не забудем: его слушатели – мальчики 12-13 лет. И это обращение к ним они запомнили на всю жизнь. Перечитайте ее – всего полторы странички! Я же ограничусь малым фрагментом:

«…Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Наука общежития есть первый предмет воспитания. Под сим словом разумеется не искусство блистать наружными качествами, которое нередко бывает благовидною личиною грубого невежества, но истинное образование ума и сердца. Вам раскрыт будет состав гражданского общества; разбирая части сего многосложного здания, вы увидите, что ни подданные без повиновения, ни граждане без точного исполнения должностей своих, ни общество без единодушия членов его благоденствовать не могут. Если граждане не возрадеют о должностях своих и общественные пользы подчинят видам своего корыстолюбия, то общественное благо разрушится и в своем падении ниспровергнет частное благосостояние. Многолетняя история разительными примерами докажет вам сию истину; она оживит перед вами минувшие века, воскресит погибшие царства, воззовет на суд буйных и беспечных граждан и, указывая на развалины государств, погибших от их разномыслия, предаст имена их вечному поношению…».

В 1825 году Пушкин напишет: «Куницыну дань сердца и вина! // Он создал нас, он воспитал наш пламень!// Поставлен им краеугольный Камень, // Им чистая лампада возжена...». А нашим подросткам рекомендуется обсудить «возможность собственного развития в России».

Что же касается темы первосентябьского урока, то, думаю, при подготовке к ней вполне можно руководствоваться тезисом сегодня гораздо более известного, чем Александр Петрович Куницын, его современника (и почти одногодка и тоже Александра) – графа Бенкендорфа: «Прошлое России было блестяще, ее настоящее более чем великолепно, а что касается ее будущего, то оно превосходит все, что может представить себе самое смелое воображение». Александр Христофорович был очень умным и дальновидным человеком.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube