Качество образования // Статья

Реформа высшего образования: движение вперед или по кругу?


11 апреля 2022 года Болонская группа объявила о своем решении прекратить представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса. 6 июня того же года замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил о том, что все российские образовательные организации исключены из Болонского образовательного процесса.

12 мая 2023 года Президент подписал указ о пилотном проекте по реформе высшего образования в РФ, который прошел в 2023–2024 учебном году в шести российских вузах, включая МАИ, МПГУ и БФУ имени Канта.

Что день грядущий нам готовит?

Выступая 5 июня на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» на тему «О совершенствовании системы высшего образования», министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков рассказал о тех изменениях, которые вступят в силу, скорее всего, с 1 сентября 2025 года. А пока в нормативную базу планируется внести ряд существенных изменений.

Из закона об образовании уберут упоминания о бакалавриате и специалитете.

Также принято решение отказаться от понятий «базовое» и «специализированное» высшее образование, идентичных соответственно в первом случае бакалавриату и специалитету с магистратурой – во втором. Эти понятия были введены в начале пилотного проекта по созданию национальной системы высшего образования.

Сроки обучения в вузе будут варьироваться от 4 до 6 лет в зависимости от специальности. Например, по словам министра, для подготовки специалистов в индустрии гостеприимства, сферах информационных технологий и дошкольного образования достаточно четырех лет. Для инженеров, врачей, учителей-предметников и юристов – пяти, а для узких специалистов, деятельность которых связана с исследованиями или глубокой фундаментальной подготовкой – шесть лет.

Магистратуру в системе образования, судя по всему, пока собираются оставить. Продолжительность обучения на этом уровне образования может варьироваться от 1 года (после пяти лет в вузе) до двух (после четырех лет).

Как следовало из доклада Валерия Фалькова, на первых двух курсах вуза планируется ввести единые программы (так называемое «ядро»), в то же время на старших курсах студент будет иметь возможность выбрать интересующую его специализацию, а при поступлении в магистратуру даже получить новую профессию (например, инженер вправе переучиться на педагога, как это происходило до сих пор).

Многие специалисты считают, что объявленные перемены – это некоторая имитация реформы и фактически сохранение прежней системы под другими «вывесками».

Но возникает и ряд вопросов, связанных с готовящимися нововведениями.

Выход из Болонской системы: что находим, что теряем?

Например, как отразится выход из Болонской системы на возможности выпускников российских вузов продолжить образование за рубежом? Допустим, поступить в магистратуру, не имея записи в дипломе об окончании бакалавриата?

Как пояснила профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, для приёма на программы обучения в зарубежные вузы (например, в магистратуру) учитывается не столько диплом об уровне образования, сколько резюме и мотивационное письмо претендента с описанием его предыдущего опыта, заинтересованности в выбранной им специальности, на которую он намерен поступить, и академическое портфолио. Кроме этого, все большее значение приобретают так называемые «мягкие навыки», которые ценятся в современном мире. Идет постоянная работа по отбору критериев оценки soft skills с использованием высоких технологий.

«Поэтому здесь мы видим очень серьёзное повышение гибкости системы и включение цифровых технологий, даже с встроенными программами искусственного интеллекта на стадии формирования фильтров и рекомендаций к продвижению. И мы сейчас тоже очень активно переходим к созданию цифрового портфолио и пытаемся его учитывать в дополнение к формальным академическим достижениям. Поэтому вот здесь я бы не акцентировала внимание на невозможности продолжить образование. Все стараются максимально открыть систему, обеспечить доступ к ней, независимо от предыдущих полученных уровней образования, дипломов, бумаг», – подчеркивает эксперт.

Другой вопрос связан с возможностями трудоустройства выпускников российских вузов за границей. Насколько важна для зарубежного работодателя запись в дипломе о том или ином уровне образования?

Болонская система предполагает унификацию документов о высшем образовании (приложение к диплому – diploma supplement), что позволяет работодателю в любой стране ЕС понимать, каков уровень качества подготовки молодого претендента на рабочее место.

Кстати, аналогичное приложение существует в любых дипломах о высшем образовании (было оно и в советских документах выпускников вузов) и содержало список дисциплин с указанием конкретного количества часов на их изучение, и оценок, полученных на экзаменах.

Однако, по словам Ирины Абанкиной, Болонская система изначально не была нацелена на автоматическое признание дипломов об образовании – этот вопрос решается на уровне межправительственных соглашений и соответствующих приказов, которые на основе этих соглашений издаются. Другое дело, что многие из таких документов нуждаются в пролонгации, и если они были заключены с так называемыми «недружественными» странами, то в этом случае могут возникнуть проблемы. Поэтому задача правительства на ближайшее время – выстраивать и укреплять партнерство с дружественными государствами, прежде всего, с Китаем, где немало университетов с высоким международным рейтингом. Но главная проблема заключается в том, что обучение в этой стране ведется, в основном, на китайском языке, и это серьезный барьер на пути получения образования в Поднебесной. Но диплом, полученный даже в самом лучшем университете мира – отнюдь не гарантия успешного приема на работу. Здесь решение принимает только работодатель, который вправе отказать претенденту, особенно в условиях конкурсного приема на ту или иную вакансию в том случае, если квалификация претендента и его опыт не отвечают требованиям конкретной компании.

Печальные последствия

И все же выход из Болонской системы нельзя назвать совершенно безболезненным. В Болонской системе есть единые критерии качества, по которым проводится аттестация университетских программ. Действуют международные комиссии, куда раньше входили и наши эксперты, которые занимаются оценкой образовательных программ того или иного вуза.

Аттестованные по таким критериям программы включаются в специальный реестр и дают возможность выбора преподавателям, абитуриентам и выпускникам вузов – для получения первого образования или продолжения своей образовательной траектории в том или ином вузе. После выхода из Болонской системы ранее аттестованные программы российских вузов были исключены из общего перечня и оказались невидимыми для всех заинтересованных лиц. Очевидно, по этой причине может уменьшиться число иностранных студентов, желающих поступить в российские вузы.

Еще одно важное последствие выхода из Болонской системы, по мнению, Ирины Абанкиной, связано с тем, что российские специалисты не смогут принимать участие в общем профессиональном диалоге о дальнейших стратегиях развития образования.

Ключевое преимущество – в максимальной гибкости

Как считает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, несмотря на практически 20-летнее существование в рамках Болонской системы (Россия присоединилась к ней в 2003 году), понимание её сущности и задач в российском высшем образовании по большому счёту отсутствует, а многие институты, характеризующие и сопровождающие её развитие, так и не были созданы.

В среде преподавательского сообщества, да и в российском обществе в целом, Болонская система воспринимается практически исключительно как двухуровневая система высшего образования – бакалавриат и магистратура.

Именно поэтому выход из БС рассматривается как возврат к одноуровневой системе высшего образования, поэтому Валерий Фальков и говорит, что не будет базового и специализированного уровней высшего образования, а будет просто высшее образование с разными сроками обучения. Между тем, ключевое преимущество Болонской системы – в достижении максимально возможной (в конкретный период времени) гибкости системы высшего образования при концентрации ресурсов и повышении эффективности их использования. По словам Татьяны Клячко, этой цели служит развитие модульности образовательных программ, поощрение академической мобильности, когда студенты из разных вузов получают возможность пройти курс определённого профессора, а другой профессор может посетить несколько университетов и прочитать там лекции или провести занятия.

«Модульность программ и академическая мобильность преподавателей позволяют развивать сетевое взаимодействие высших учебных заведений в образовательной сфере, а мобильность научных работников – сотрудничество по широкому кругу исследований. Аспиранты (докторанты) могут слушать курсы в разных университетах, иметь нескольких научных руководителей и участвовать в научных исследованиях не только в своём «родном» университете. Таким образом будущие ученые могут освоить как разные подходы к организации исследовательской деятельности и культуры проведения исследований, так и иные методики преподавания, и образовательные технологии», – констатирует Татьяна Клячко.

Все перечисленные элементы Болонской системы не получили развития в России, и можно ли сказать, что упущенные шансы нам больше не удастся наверстать? Этот вопрос пока остается открытым.

Вместе с тем при совершенствовании российской системы высшего образования вузы, входящие в пилотный проект, стремятся к высокой гибкости образовательных программ с учетом потребностей современной экономики, – отмечает Татьяна Клячко.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube