Городское образование // Тема дня

«Экзамены – тот период, когда особенно важно относиться к себе по-доброму, как к близкому другу»


«Экзамены – тот период, когда особенно важно относиться к себе по-доброму, как к близкому другу»

Людмила Шушкина – педагог-психолог Городского психолого- педагогического центра Департамента образования и науки г. Москвы. В мае у нее самый напряженный период работы, потому что в это время к ней на консультацию приходят выпускники школ, которым предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ. О том, какие вопросы их больше всего волнуют и о способах преодоления тревожного состояния она рассказывает в интервью «Вестям образования».

С какими вопросами к вам чаще всего обращаются родители и дети в процессе подготовки к экзаменам? Что их больше всего беспокоит?

– Самая частая причина обращения – волнение перед экзаменами. Для кого-то это бывает первый опыт, если мы говорим про девятиклассников. Одиннадцатиклассники уже этот опыт имеют, но и они зачастую испытывают неуверенность в собственных силах. Поэтому помощь в формировании и развитии навыков управления своим эмоциональным состоянием, в осознании собственных возможностей и способностей очень важна в этот период. Кроме этого, важно формирование четкого представления у школьников о том, как проходит процедура экзамена. Это тоже влияет на снижение уровня тревоги, поскольку осведомленность, четкое представление о порядке действий, которые нужно будет выполнить на экзамене, знание характера тестовых заданий – вся эта информация позволит детям чувствовать себя более уверенно и спокойно в процессе прохождения самого экзамена.

Характер и интенсивность переживаний перед экзаменом у всех разные. Множество факторов влияет на то, как сильно подросток переживает из-за экзаменов.

Многое зависит от семьи, ближайшего окружения, учителей. Есть дети, которые уже участвовали в олимпиадах или соревнованиях, имеют опыт публичных выступлений – им легче справиться с ситуацией, когда необходимо собраться и продемонстрировать всё, чему они научились.

Многое зависит от типа нервной системы: есть дети более возбудимые, чувствительные, а есть более спокойные, устойчивые к воздействию стрессовых факторов. Для успешной сдачи экзаменов каждому полезно научиться эффективно управлять своим эмоциональным состоянием, чтобы сильное волнение не влияло на эффективность выполнения заданий. Ведь, чем выше уровень тревоги, тем больше ошибок может быть допущено при решении интеллектуальных задач.

– Приемы, которые вы предлагаете для преодоления стресса, выработаны давно или есть совсем новые?

– Конечно, есть техники, которые успешно применяются на практике многие годы, их эффективность доказана. Например, многие методики, связанные с контролем уровня тревоги, пришли к нам из практики помощи людям, страдающим от приступов паники.

Для стабилизации эмоционального состояния широко используются дыхательные упражнения, упражнения на переключение внимания, прогрессивная мышечная релаксация. Узнать об эффективных способах самопомощи можно у специалистов в школах, в психологических центрах. «Московский образовательный канал» посвятил цикл выпусков тому, как справляться с тревогой в период подготовки и сдачи экзаменов, как лучше планировать школьникам свое время между экзаменами, как родителям поддерживать выпускников в экзаменационный период и многим другим вопросам, связанным с темой экзаменов. Но психология как наука и помогающая практика не стоит на месте. Например, новые технологии, которые используются в том числе и в работе с подростками, направлены на работу с самокритикой, на развитие особого отношения к себе – самосострадания.

Очень часто люди сами себя ругают сильнее, чем кто-либо другой в их жизни. Экзамены – как раз тот период, когда особенно важно относиться к себе по-доброму, как к близкому другу.

Такая практика в психологии появилась относительно недавно, она имеет определенный алгоритм действий, который в состоянии освоить и взрослый, и подросток.

– Согласны ли вы с китайской пословицей: «Поражение – это путь к победе»? Можно ли ее применить как способ работы с теми выпускниками, которые получили баллы ниже ожидаемых или вообще провалили экзамен?

– Думаю, эта идея может стать опорой для тех, кто переживает то, что сам расценивает как провал. Но как любая идея она будет полезна не в любой момент времени и не каждому. Самый верный способ поддержать того, кто переживает какие-то тяжёлые моменты в жизни - спросить, в какой поддержке он нуждается, и поддержать его так, как ему сейчас нужно.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube