Большинство учителей, родителей и даже детей выступают за возвращение в школы оценок за поведение, выяснили специалисты Института изучения детства. В частности, 39% родителей отметили, что возможность схватить «двойку» за серьезные проступки будет «инструментом предупреждения дисциплинарных нарушений». Ситуацию комментирует наш автор, директор «Школы будущего» Алексей Голубицкий:
«Отклоняющееся от нормы поведение имеет много разных причин, поэтому следует прежде всего выяснять и "лечить" причины, а не наказывать или поощрять ученика за те или иные поступки.
Во-первых, одной из причин такого поведения может быть СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а это уже относится к группе эмоциональных расстройств, которое отметками не исправишь.
Во-вторых, ученик может не знать или не усвоить требования и правила, предъявляемых школой. В этом случае с ним необходимо провести разъяснительную работу, чтобы четко обозначить границы дозволенного.
В-третьих, очень многое зависит от воспитания в семье: ребенку с детства могут внушить мысль о том, что ему все позволено или о том, что прав тот, кто сильнее. Здесь действительно отметка за поведение может выполнять функцию обратной связи и сыграть важную роль в перевоспитании человека.
К сожалению, учителя чаще всего не обращают внимание на первые две причины и наказывают детей за отклонения в развитии или за непонимание ребенком границ допустимого.
Отдельно требуется разработать критерии, какую отметку и за что ставить. Сколько нужно нарушений, чтобы снизить отметку на 1 балл? Опоздание на уроке и драка на перемене – одинаково влияют? Пока к этой инициативе больше вопросов, чем ответов.»