«Думаю, что страх родителей за безопасность своих детей вполне понятен. Решить проблему безопасности в школе предполагается известными путями – угрозами, карами небесными и проклятьями. Решения проблем черпаются из нашего сказочного прошлого – уникального и неповторимого советского образования.
Однако точной статистики, насколько повлияли «неуды» за поведение на уровень преступности в СССР, нет. Но миф, что угрозы и наказания всегда работают, хорошо сохранился в памяти народной, и именно это решение предлагается первым.
Гораздо сложнее понять, что повысить уровень дисциплины и снизить агрессию в школах возможно другими путями.
Например, увеличив количество и престиж работы тьюторов и психологов. Не один тьютор на школу, а один тьютор на класс. Или, создав в школе атмосферу, когда агрессия и насилие становятся неприличными и порицаемыми способами решения конфликта. Сохранить дисциплину можно, если совместно вводить правила, которые разрабатываются и выполняются всей школой, включая учителей.
Даже пространство школы можно организовать так, чтобы исключить буллинг и драки.
Когда в школе будет возможность открыто высказывать свои мысли, дискутировать на самые сложные темы, делиться с другими своим мнением, не ожидая наказания, когда в школе установится взаимоуважение между учителями и учениками, тогда дисциплины и порядка станет больше, а уровень насилия снизится.
Каждый хулиган и бездельник ценит, когда в нём видят человека, когда его мнение слышат, как и мнение других.
Путь предупреждения конфликтов, путь диалога видится мне более современным и эффективным, чем очередной поворот в сторону борьбы с насилием через ещё большее насилие, к тому же разрешённое государством.»