14 мая в Москве для выпускников прошла открытая городская лекция мотивационного психолога Ирины Ковалевой по подготовке к ЕГЭ. Тема встречи «ОГЭ, ЕГЭ и другие приключения школьника. Как жить в стрессовый период».
Большой зал столичного Дворца пионеров на Воробьевых горах был полон: на лекцию с известным психологом собрались учащиеся 9-х и 11-х классов столичных школ, родители тоже присутствовали. Вопросов у ребят накопилось столько, что выстроились очереди к микрофонам. Такой интерес вполне закономерен: специалисты называют выпускные экзамены одним из первых серьезных испытаний в жизни подростка, волнение и даже стресс в этой ситуации неизбежны. И они могут отрицательно повлиять на результаты выпускных испытаний. Но есть разнообразные техники, приемы, методики, которые позволяют преодолеть нежелательные последствия таких факторов.
Иными словами, готовность к экзаменам означает не только всестороннее знание учебного предмета, но и уравновешенное душевное состояние, позволяющее сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание на выполнении контрольно-измерительных материалов.
Как вовремя диагностировать у себя состояние стресса и понимание того, что следует обратиться за помощью к психологу?
Ирина Ковалева перечислила несколько признаков: во-первых, меняются пищевые привычки (человек или совсем ничего не ест, или наоборот не отходит от холодильника, пытаясь заглушить нарастающее беспокойство беспрерывным поглощением пищи); во-вторых, нарушается сон, а вместе с ним и нормальный режим дня; в-третьих, человек впадает в анабиоз, то есть как будто замирает и не способен на какие-либо действия.
Часто стресс перерастает в панические атаки, причем случается это, как правило, во время экзамена. Ирина Ковалева советует в таком случае прибегнуть к простому методу самопомощи – дыхательной гимнастике. Короткий вдох и длинный выдох помогают расслабиться, сбросить напряжение (в мозг поступает информация, что хозяин спокоен), а затем длинный вдох и короткий выдох – собраться.
Но опираться только на собственные силы не получится, поэтому в предэкзаменационный период очень важна поддержка со стороны семьи.
По мнению Ирины Ковалевой, родители должны как можно больше хвалить ребенка, подчеркивать его достоинства, укреплять его веру в свои силы. В психологии это называется правилом «зеленой звездочки».
К сожалению, часто родители ведут себя совсем иначе, постоянно упрекая ребенка и напоминая ему о его недостатках. Как считают специалисты, такую модель поведения необходимо кардинально перестроить, поскольку в подростковом возрасте человеку важно, чтобы его понимали и принимали.
Судя по вопросам юных участников встречи, родители нередко оказывают на них давление при выборе дальнейшего жизненного пути. Так, ученица профильного медицинского класса призналась, что у нее появились сомнения в том, правильно ли она выбрала профессию врача. Но, поскольку она уже готовится к ЕГЭ по химии и биологии, а все окружающие видят в ней будущего врача, она боится свернуть с этого пути: ведь тогда придется начинать «с нуля» готовиться к экзаменам по другим предметам.